Плохое наследство. Как не купить машину, отданную в залог

В России появился новый инструмент, с помощью которого можно отслеживать автомобили находящиеся в залоге — Единый электронный реестр регистрации уведомлений о залогах движимого имущества. Его создание стало возможным после принятия в октябре 2012 года поправок в закон «О залоге» и в законодательство о нотариате. К движимому имуществу относится: сырьё, драгоценности, предметы искусства, транспортные средства и т.п.    
   

Единый реестр находится в ведении Федеральной нотариальной палаты и заполняется нотариусами. Уже с последней недели ноября в базу вносятся данные, которые будут содержать информацию о том, кто взял и кто предоставил кредит, и что является залогом, то есть, обеспечением возврата денег. Официально реестр начнёт работать с 10 января 2014 года и любой желающий за 100 рублей сможет получить информацию об интересующем его автомобиле. Можно предположить, что особенным спросом реестр может пользоваться у покупателей подержанных автомобилей. По официальным каналам легко можно проверить является ли приобретаемая ими машина предметом залога и подстраховаться от случаев, когда автомобиль действительно принадлежит не только продавцу.

Автомобиль в обмен на деньги

Предметом залога машина становится в двух ситуациях. Первая – когда транспортное средство куплено в кредит. Вторая – когда машины закладывают в автоломбардах или других подобных заведениях в обмен на деньги. И в тех и в других случаях на паспорте транспортного средства (ПТС) должна появляться отметка о том, что автомобиль находится в залоге, но это не всегда выполняется. Некоторые компании оставляют ПТС у себя, что является не совсем законным способом. Оба варианта контроля автомобиля через его основной документ не слишком эффективны, поскольку владелец может получить его дубликат.

Продать залоговой автомобиль законными способами вполне реально, было бы желание. Но для некоторых людей и даже компаний привлекательным является как раз незаконный способ. Получив деньги от кредитора и от продажи машины незадачливому покупателю, мошенник чаще всего исчезает с двойным кушем. Получив машину, её ключи и документы в обмен на деньги, новый хозяин самостоятельно ставит её на учёт. Напомним, что по новому регламенту он делает это самостоятельно и покупка не снимается с учёта.

Последствия незнания

По российскому законодательству залоговые обязательства переходят к новому обладателю вместе с предметом залога, даже если он этого не знает. Вот и получается, что через некоторое время (обычно это 3-6 месяцев) появляется представитель кредитного учреждения (залогодержателя) и требует исполнения договора залога — погашения кредита. Никакие объяснения и доказательства залогодержателя не волнуют — судебная практика такова, что честный правообладатель всё равно либо расстаётся с автомобилем либо, гасит чужой кредит. Пострадавший может вернуть деньги, в том числе и с помощью суда, выясняя отношения с продавцом, но только если тот снова найдется.

Как проверить машину

Казалось бы, банки и другие кредитные учреждения напрямую заинтересованы в том, чтобы существовала база автомобилей, находящихся под залогом. Она была бы полезна и для будущих покупателей, и для самих кредиторов, которые могут дать деньги под одну и ту же машину. Ведь это им через какое-то время нужно будет искать обеспечение залога, и через суд требовать погашение кредита тем или иным способом.

До введения и заполнения официального реестра, самым информированным источником данных о заложенных транспортных средствах было Национальное бюро кредитных историй, составившее «Базу залоговых автомобилей и другого движимого имущества». Информацию бюро предоставляет не бесплатно — один запрос стоит 300 рублей. Существует несколько интернет-сервисов, с помощью которых по VIN можно проверить, находится ли автомобиль под залогом. Но все они имеют данные от небольшого количества партнёров, предоставляющих информацию на добровольной основе.

   
   

Последствия введения реестра

Введение реестра не обязывает банки и другие кредитные учреждения предоставлять данных о залоге. Но законом предусмотрен своеобразный рычаг давления на эти организации. Дело в том, что при возникновении спорной ситуации, когда на автомобиль претендуют несколько залогодержателей, его получает тот, кто первым зарегистрировался в реестре.

Может поменяться и судебная практика в пользу честных покупателей. В законе «О залоге» появилась статья, в которой говорится о следующем: «В случае, если в реестре уведомлений о залоге движимого имущества единой информационной системы нотариата отсутствуют сведения о регистрации уведомления о залоге движимого имущества, а также об изменениях, произошедших в праве залога, в момент приобретения заложенного движимого имущества лицом, которое не знало и не могло знать о том, что приобретаемое имущество является предметом залога, такое лицо признается добросовестным приобретателем». То есть если человек получил выписку из реестра, что интересующий его автомобиль как предмет залога там отсутствует — машина остаётся у него и ему не нужно гасить чужой кредит. Но это пока теория, что будет на практике — покажет время и решения судов.