Жизнь ворованных машин. Где оказываются угнанные в России автомобили?

Угоны автотранспорта — это доходный бизнес. Кто-то из заказчиков порой проявляет интерес к дорогой иномарке. Обычно это автомобиль старше 3 лет, пользующийся популярностью в России и считающийся престижным среди сильных мира сего. Мастера по взлому сигнализаций берутся за дело, и машина растворяется в небытие. 

   
   

Вторая причина — это банальная перепродажа четырёхколёсных друзей на запчасти. Не брезгуют прибегать к такому ремеслу даже магазины, ведущие открытый бизнес в крупных городах. Им за копейки свозят старое «железо», отыскавшееся во дворах, а кузова идут на свалку. Другие варианты не являются слишком массовыми и не превращаются в систему. 

Охота пуще неволи 

Статистика приводит интересные факты. В 2016 году в рейтинге самых угоняемых автомобилей на первых строчках стоят «Лады», а именно ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 и Lada Samara. Эти автомобили расходятся по развалам запчастей как горячие пирожки. 

На втором месте Toyota. Японских седанов и внедорожников угнали за полгода 2,3 тысячи. Самые популярные — Camry и Corolla. 

Между тем страховщики приводят иные цифры. Им интересно не просто количество исчезнувших в никуда машин, а процент от проданных новых. Тем самым становится понятно, насколько безопасно оставлять ту или иную модель без присмотра под окнами и какова вероятность ее исчезновения. По данным «АльфаСтрахования», за первое полугодие вышел следующий расклад.

На первом месте по угоняемости стоит Toyota Camry (частота угонов — 1,7%). На втором Mercedes-Benz S-Class с частотой 0,74%. Новая и престижная модель всегда вызывает зависть у соседей, и заказы у криминальных группировок на неё растут. Третье место взял Lexus GX с частотой угонов 0,69%. Потом следует разношёрстная толпа: Mazda CX-5 (0,36%), Toyota Land Cruiser Prado (0,31%), а также народный любимец Renault Duster (0,24%) и Toyota Land Cruiser (0,19%). 

В общем, ситуация понятная. Если у вас трёхлетняя Camry в престижной комплектации на литых дисках и в «пацанском цвете», то она в группе риска. Технология угона проста. Или преступники считывают сигнал радиоключа, или выманивают хозяина дерзкими выходками из машины. Когда за рулём никого нет, подельник запрыгивает внутрь и уезжает. 

   
   

Как складывается жизнь у исчезнувших автомобилей? 

Воровство происходит всегда неожиданно. На презентации прежнего поколения BMW, проходившей в Санкт-Петербурге, «уехал» один из шаттлов в виде BMW X5. На видеозаписи с камер у гостиницы было видно, как преступник с чемоданчиком считывает код посредством спецоборудования, садится за руль и уезжает. Головное представительство BMW подсуетилось, правоохранительные органы начали поиски, и машина нашлась в одном из гаражей Москвы, перекрашенная и с перебитыми номерами. 

Быстро перебросить автомобиль из одного города в другой не составляет труда. По словам начальника угонного отдела ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Сергея Сушкова, был случай, когда сигнал со спутника от BMW X5 привёл их к воротам воинской части с взлётно-посадочной полосой. Сигнал пропал, а потом поступил из Улан-Удэ. Загнать машину в транспортный самолёт и перекинуть в качестве военного груза куда-то подальше технически не составляет труда при наличии объёмного кошелька. Причём необязательно посвящать в криминальные дела транспортировщиков. К этому времени автомобиль имеет полный пакет документов. К слову, южные регионы и Кавказ теряют пальму первенства по сбыту угнанных машин. Многие дилеры открыли там свои представительства, и ездить на машинах с перебитыми номерами стало не так престижно. Остаются ближайшие соседи, ещё не вошедшие в таможенный союз и не располагающие достаточной долей компьютеризации для функционирования криминальных баз. 

Не удивительно, что Средняя Азия пухнет от дорогих автомобилей. «В особенности поразил Бишкек, — рассказывает руководитель агентства «Авторазум», начальник Трансазиатской экспедиции Алексей Симакин. — Мы прошли через все государства Средней Азии. Поездив по улицам столицы Киргизстана, мы удивились тому, насколько много там Лексусов, Мерседесов, Лэнд Крузеров и прочих Гелендвагенов. Но Бишкек — особенный». 

Казахстан особо ничем не выделяется. Он входит в Таможенный союз и имеет такой же ассортимент автомобилей. Зато Таджикистан, Киргизстан и Узбекистан — настоящие «самородки». В Узбекистане практически запрещено иметь иностранные автомобили. Формально можно, но слишком высоки пошлины. Страна ездит на «Дэу», собираемых на нескольких предприятиях. В особенности там распространены «Нексии» белого цвета. Немало «Матизов». В качестве премиального выступает «Шевроле Кобальт», который теперь у нас продаётся под маркой «Равон». 

«В Таджикистане много поезженных Опелей, — продолжает путешественник Алексей Симакин. — Откуда оии берутся, не знаю, но страна превратилась в отстойник и кладбище для старых представителей этого бренда». 

О том, что Киргизстан стал главным государством на постсоветском пространстве, куда свозятся ворованные премиальные автомобили, говорили давно. Сами правоохранительные органы республики не скрывают проблемы. Причём нередко местные полицейские сами ездят на разыскиваемых в России машинах. 

По словам начальника отдела по борьбе с угонами автотранспорта МВД Киргизстана Улана Акматова, в случае, если владелец не найден, по решению суда машина конфискуется и передаётся госорганам во временное использование. Особенно популярны Lexus 570, Land Cruiser 200, Range Rover, BMW X5 и X6, Honda CRV. 

За пределами СНГ ворованные машины стала ценить Монголия. Улицы Улан-Батора буквально забиты дорогими иномарками с европейским левым рулём. Ездить на таких здесь престижно, но нередко во время диагностики дилеры обнаруживают информацию о прежних владельцах. Восстанавливаются даже перебитые номера. Эти данные заносятся в базы, и чтобы обнаружить пропавший несколько лет назад автомобиль, достаточно заглянуть в ту или иную из них. Полиции заниматься мелочами некогда, поэтому этот бизнес отошёл на откуп частным детективам, знакомым с работой правоохранительной системы. 

Дорожка в Среднюю Азию протоптана основательная. Сначала машины идут в Нижний Новгород, далее через Оренбург и омские посты, к воротам Азии и Монголии, через Ашанту. Как и кто будет ставить замки на зияющих дырах на границах, пока не ясно.