Водитель с гаджетом — хуже пьяного. Главная «болезнь» современных водителей

Навигаторы тоже нельзя

Многие уверены, что отвлечься на 1–2 секунды от дороги вовсе не страшно, но только за одну секунду автомобиль на скорости 60 км/ч проезжает 16,5 м! По данным ВОЗ, разговоры по мобильному телефону во время вождения повышают риск попадания в ДТП в 4 раза. 

   
   

Использование мобильной гарнитуры при этом не снижает риска, а если водитель пишет или читает СМС-сообщения, опасность совершить аварию возрастает более чем в 20 (!) раз. Управление автомобилем и одновременное написание сообщений опаснее, чем вождение в состоянии опьянения. 

Журнал Auto Bild провел интересный эксперимент. Участникам предложили жать тормоз тренажёра при загорании красной лампочки с телефоном в руках, а потом проделать то же самое, выпив 200–300 г водки. У первых период реакции на опасность увеличился до 730 миллисекунд, у второй группы — до 680 миллисекунд. То есть соцсети и СМС хуже алкоголя могут повлиять на внимание водителя. Кстати, по данным издания, до 20% аварий на дорогах происходит по вине автомобилистов с гаджетами в руках.

Сотрудники аналитического агентства «Автостат» и эксперты журнала «За рулём» провели исследование и выяснили, какие факторы отвлекают водителей от дороги чаще всего. 52% признались, что чаще отвлекаются на сообщения. Причём 40% из них залезают в меню телефона и перезванивают, пытаясь решать неотложные проблемы. Более того, 7% признались, что научились одной рукой писать СМС и сообщения в чатах и одновременно вести автомобиль. 4% водителей успевают просматривать соцсети и даже делиться комментариями. К слову, учёные доказали, что не менее опасны 

GPS-навигаторы и другие текстовые уведомления на приборной панели современных машин. Они, по данным исследования учёных из Университета Юты, отвлекают водителя от дороги на 40 секунд!

Запретить всё?

Запретить использовать любые умные устройства во время вождения уже не раз предлагали в Госдуме. Сейчас ограничение касается только разговоров по мобильному телефону. За это предусмотрен административный штраф до 1,5 тыс. руб. Зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский уверен, что запрет нужно распространить на умные часы, планшеты и другие гаджеты. «Сегодня нередки случаи, когда водители за рулём не только говорят по телефону, но и отвлекаются на просмотр видео на своих гаджетах. Они пишут СМС, фотографируют, делают посты в соцсетях, находясь за рулём. Всё это отвлекает и провоцирует аварийные ситуации», — пояснил депутат. Его коллеги предлагали повысить штраф за разговор по телефону до 5 тыс. Так же, по мнению депутатов, стоит наказывать автомобилистов, которые выходят в прямой эфир в Instagram.

Увеличение штрафов за разговоры по телефону за рулём не поможет полностью решить проблему, считает глава Госавтоинспекции Михаил Черников. «Доли секунды могут стать решающими. Это и пешеход может выйти на дорогу, или ребёнок выскочить», — поясняет он. Даже использование мобильных устройств как навигаторов может отвлечь водителя от дороги, считает глава ГИБДД: «Здесь надо в большей степени подходить с точки зрения самостоятельного осознания водителем опасности. Штраф — это не панацея». По его мнению, в данной ситуации необходимо повлиять на сознание людей.

   
   

«Внимание на дорогу!»

Именно поэтому Госавтоинспекция при поддержке Минпросвещения и Минтранса организовала всероссийскую социальную кампанию «Внимание на дорогу!». В её рамках проходят семинары, тренинги, игры, викторины, квесты. Что такое расстояние видимости, почему фокус внимания должен быть исключительно на проезжей части, почему дорога каждая секунда — об этом сотрудники ГИБДД рассказывают пешеходам, водителям, детям и взрослым. 

«Культура должна говорить водителю, пешеходу, пассажиру: не отвлекай и не отвлекайся, у человека даже в мыслях не должно быть, что во время движения он может обращать своё внимание на что-то ещё, кроме проезжей части, — настаивает представитель экспертного центра „Движение без опасности“ Елена Беллис. — Мы живём с трубкой в руке, с соцсетями в глазах. Поэтому отвлечение внимания водителей и пешеходов на дороге стало одним из ключевых факторов риска ДТП, в том числе с тяжёлыми последствиями».

Материал подготовлен в рамках реализации Федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».