Важные участники. Безопасные поездки в городском общественном транспорте

Фото: Сергей Зоничев / АиФ

Обеспечение транспортной безопасности ложится как на водителя автобуса, электробуса, троллейбуса или трамвая, так и на самих пассажиров. Чтобы сохранить свои здоровье и жизнь, нам следует правильно вести себя не только в поездке, но и при посадке или высадке.

   
   

В современном мире ни один крупный город не обходится без наземного транспорта и метрополитена, то есть общественного транспорта, который движется по заданному маршруту с остановками в определенных местах. Его пассажиры — важные участники движения. И они, так же как и водители, непосредственно влияют на дорожную обстановку, в том числе и на безопасность дорожного движения. Однако нередко многие пассажиры про этот фактор попросту забывают, из-за чего могут спровоцировать ДТП, в том числе и с летальным исходом.

Когда появились первые трамвай и автобус в России

Oбщeствeнный трaнспoрт пoявился в крyпных нaсeлeнных пyнктaх Eврoпы в пeрвoй пoлoвинe XIX вeкa, почти срaзy жe пoслe нaчaлa эксплyaтaции междугороднего жeлeзнoдoрoжнoгo трaнспoртa. 

Отечественная «конка», городская наземная железная дорога на гужевой тяге, была создана в 60-х годах позапрошлого столетия в Санкт-Петербурге. Такой вид передвижения имел множество недостатков: у экипажа отсутствовали амортизаторы, вагоны были постоянно переполнены, а движение настолько неспешно, сколь и нерегулярно. Просуществовала «конка» до конца века.

Предвестницей современного автобуса стал омнибус, появившийся в столице Российской империи еще ранее, в первой половине «восьмисотых» годов.

К концу столетия в городах появляются предшественники автобусов — электромобили английских, немецких и русских инженеров. Отечественный автобус, который мог развивать скорость до 20 км/ч и двигаться на расстояние до 60 км без подзарядки, выпускала фабрика «Дукс».

Но постоянные автобусные маршруты, на которых использовались пассажирские транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания, появились в российских городах уже после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года.

   
   

Самой известной моделью предвоенных советских автобусов становится «ЗИС-8». Они экспортировались за рубеж и даже снимались в кино. Например, именно такой автобус использовали герои в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя».

С момента появления автобусов, трамваев и троллейбусов в городах начинает формироваться и культура поведения в общественном транспорте.

Культура поведения на остановке

Остановочные пункты — важный нюанс маршрута общественного транспорта. Ведь именно здесь в специальных павильонах пассажиры ждут прихода нужного им транспортного средства. Правила безопасности просты.

Находясь на остановочных пунктах, нельзя выходить на проезжую часть, нужно оставаться на специально оформленной площадке или на тротуаре.

Также не стоит слишком близко подходить к краю, особенно зимой, ведь из-за погодных условий и состояния проезжей части в этот период года крупный и тяжелый автобус легко может занести.

Особую бдительность на остановке следует проявлять пассажирам с детьми, а также подросткам. Остановка — это не место, чтобы кататься на скейтах, самокатах или велосипедах. Также тут нельзя бегать и играть, так как велик риск выехать или выбежать на проезжую часть и оказаться под колесами.

Безопасность в поездке 

Осуществлять посадку и высадку в автобус, электробус, троллейбус или трамвай надо быстро, но аккуратно, чтобы никого не задерживать и никому не мешать. 

Сначала должны выйти пассажиры прибывшего транспорта, и лишь только затем должна начинаться посадка. При выходе из автобуса или трамвая нельзя спешить, смотреть по сторонам и расталкивать окружающих, стремясь поскорее покинуть салон — есть риск упасть. Обязательно нужно смотреть под ноги. Выходить можно только в тот момент, когда транспорт полностью остановился. И приоритет у выходящих — тем, кто только собирается войти, обязательно надо уступить им дорогу. Первыми в вагон или салон входят (впрочем, как и покидают его) пожилые люди и дети, ведь они движутся медленнее, а также сильнее прочих рискуют упасть, если сами начнут торопиться или их толкнут другие.

При посадке необходимо быть внимательным и соблюдать указания водителя. Если посадка окончена, стоит дождаться следующего транспорта, не рискуя запрыгивать на ходу, а тем более разжимать двери руками. Бывают ситуации, когда пассажира прижимает дверями, потому что он опоздал выйти или зайти. Двери потом, конечно, открываются и отпускают «пленника», но это вовсе не значит, что пребывание в таком положении удобно и приятно. Даже совсем наоборот.

Конечно же, всем важно также знать, как надо себя вести внутри пассажирского салона городского наземного (да и подземного тоже) общественного транспорта. 

Правило первое — умение ждать. Не забываем мудрость, известную всем нам с детства: отвлекать водителя во время езды нельзя. Поэтому не надо пытаться купить у него билеты на ходу, а также задать вопрос о маршруте движения. Все это можно сделать во время остановки, пока из транспорта будут выходить другие пассажиры.

Правило второе — уважать всех тех, кто рядом. В салоне не стоит забывать о банальной вежливости и культуре: не приветствуются громкие разговоры, разборки и скандалы, тем более телефонные. Они тоже могут отвлекать водителя и провоцировать различные негативные последствия в пути.

Естественно, по салону, даже если он пустой и места в нем много, не нужно скакать и бегать. При входе в транспорт следует снимать роликовые коньки, аккуратно складывать самокаты (можно использовать защитные чехлы) и заносить велосипеды так, чтобы они никому не мешали и не могли испачкать одежду других пассажиров. Во время движения таким «мобильным» пассажирам надо вести себя спокойно, стоя — держаться за ручки и поручни для большей устойчивости или сидеть на любых удобных им свободных местах. К выходу из транспорта необходимо готовиться заранее, чтобы никому не мешать.

Правило третье — ездить спокойно и без акробатических трюков. По ходу движения нельзя высовывать руки из окон или самостоятельно пытаться открыть двери. Не стоит размещать вещи так, чтобы они перегораживали проходы — есть риск того, что кто-нибудь из соседей запнется, упадет и травмируется.

Правило четвертое — уступить место тому, кому нужнее. Конечно же, воспитанные пассажиры всегда уступят свое место тем, кто в нем больше нуждается — пожилым людям, инвалидам, маленьким детям и беременным женщинам. Ведь им стоять стоять тяжелее, да и риск получить травму (например, при резком торможении) значительно возрастает.

Правило пятое — особое внимание следует уделить вопросу перевозки домашних животных. Домашние питомцы обязательно должны совершать свой вояж в специальных контейнерах или клетках, крупные собаки — в намордниках и на поводке.

Не спать

Также в общественном транспорте пассажиру не рекомендуется спать. Это чревато не только перспективой проехать свою остановку, но и шансом упасть или удариться при внезапном резком торможении. Так что, даже если вы очень устали, стоит дождаться более безопасных мест для отдыха и сна, чем плечо соседа (соседки) по пассажирскому сиденью или скамейке в общественном транспорте.

Если же в поездке произошло ЧП, надо четко следовать инструкциям, которые в случае необходимости вам отдаст водитель — он лучше вашего разбирается в техническом оснащении транспортного средства и знает, как нужно действовать в той или иной нештатной ситуации, поскольку перед выходом на маршрут уже многократно проходил специальную подготовку, тренировки и инструктажи.

Элементарная культура общения, внимание к окружающим людям, желание соблюдать транспортную безопасность, а также стремление сделать свой проезд и поездку других пассажиров вокруг максимально (насколько это возможно) комфортными позволят без проблем обеспечивать и поддерживать в общественном транспорте необходимые требования к качественной перевозке пассажиров.