Напомним, что недавно глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил установить обстоятельства смерти актера Вадима Волкова, которого, как предполагается, сбил пьяный подросток на электросамокате.
С 1 марта 2023 года в Правилах дорожного движения используется формулировка «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). В эту категорию входят не только электросамокаты, но и моноколёса, электроскейты, гироскутеры, сигвеи, а также другие средства передвижения. В ПДД содержатся положения о том, как именно разрешается на них передвигаться. Кроме того, введен и ряд запретов. Например, СИМ позволено ездить по тротуарам, пешеходным зонам, велодорожкам и велопешеходным местам, а там, где таких мест нет, разрешено движение по обочине, либо в один ряд с правого края автодороги. Максимальная скорость, которую можно развивать на электросамокате, составляет не более 25 километров в час. Штраф за нарушение установлен в размере 1500 рублей. При этом у «водителей» СИМ нет обязанности оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия.
Можно ли контролировать движение электросамокатов и реально привлекать к ответственности тех, кто владеет и управляет ими? Об этом aif.ru поговорил в интервью с Виктором Похмелкиным.
Анрдрей Володин, aif.ru: Виктор Валерьевич, что, на ваш взгляд, делать с самокатчиками? В ПДД на движение электросамокатов и других подобных транспортных средств введен ряд запретов...
Виктор Похмелкин: Этих запретов явно недостаточно. Наоборот, электросамокаты фактически легализованы, введены в законодательство в качестве транспортных средств. Но нормального регулирования их передвижения нет. С моей точки зрения, оно может быть только одно: разрешить движение самокатов в местах, где вообще нет ни людей, ни машин — например, в лесных массивах, либо на велосипедных дорожках — то есть, передвижение по велодорожкам вместе с велосипедистами, где у велосипедистов был бы определенный приоритет.
Когда же электросамокатчики появляются либо на тротуаре, либо на проезжей части, они становятся очень серьезным фактором риска дорожно-транспортного происшествия — наезда на пешеходов, столкновения с другими самокатчиками. На проезжей части они рискуют сами стать жертвой ДТП и одновременно — его виновниками.
— Можно ли контролировать людей, которые ездят на самокатах, и привлекать к ответственности нарушителей сейчас? Осуществимо ли это вообще?
— Это крайне затруднительно, поскольку у электросамокатов и прочих СИМ нет регистрационных номеров, и нарушения с их участием нельзя квалифицированно зафиксировать с помощью видеокамер. Нет и полисов ОСАГО, поэтому, если человек, управлявший электросамокатом, стал виновником ДТП, с него ничего не получишь.
Электросамокаты и подобные им средства передвижения надо обязательно регистрировать, давать им номера. А владельцев и пользователей этих транспортных средств обязать сдавать экзамены по теории дорожного движения и только после этого допускать к нему.
Уже сейчас понятно, что эти предложения будут очень тяжело проходить в законодательстве, поскольку у эксплуатации электросамокатов и прочих СИМ очень сильное лобби. Неслучайно их так распространяют те, кто их производит, те, кто ими торгует, и те, кто сдает их в аренду. Все они стеной встанут, чтобы эти ограничения не были приняты. Но если не принять таких мер, количество ДТП с участием так называемых СИМ, жертв и тяжких повреждений на дорогах будет только расти. Мы все станем заложниками электросамокатчиков.
— Смогут ли и захотят ли сотрудники Госавтоинспекции контролировать и задерживать нарушителей на электросамокатах?
— Нет, конечно. Им это совершенно неинтересно. Во всяком случае сейчас, пока у самокатов нет регистрационных номеров, полиса ОСАГО, специального водительского удостоверения. Если у СИМ будут номера, значит, можно будет с помощью фото- и видеофиксации вычислить их собственников, выяснить, кто управлял самокатом или моноколесом в момент нарушения правил, и привлечь этих людей к ответственности — точно так же, как привлекают к ней водителей мотоциклов. Попал под камеру — будь добр, плати штраф.
При таких скоростях движения такие транспортные средства должны быть приравнены к мотоциклам, мопедам и скутерам.
— Почему в таком случае не разрешить им ездить по дорогам и улицам?
— Потому что электросамокатчики не защищены — например, шлемом.
— А если, скажем, обязать их пользоваться при движении защитой в виде застегнутого мотошлема, наколенников и т. п.?
— В таком случае им можно разрешить движение по дорогам по таким же правилам, как и велосипедистам: по правому краю проезжей части и по обочине и при обязательном соблюдении всех правил дорожного движения. Но все равно риск останется, поскольку каждый водитель будет оставаться в напряжении: как бы откуда-то внезапно не выскочил электросамокатчик. С велосипедами в этом отношении дело обстоит гораздо безопаснее.