Впервые в России началось массовое оснащение автомобилей телематическими системами контроля. Они интегрированы в мультимедийную систему и пользуются шиной центрального бортового компьютера для получения данных о движении. Подобные устройства позволяют сформировать подробную картину ДТП в случае возникновения аварии, но главное их назначение — помогать избегать ДТП. Первыми получили эти системы легкие грузовики «Группы ГАЗ». Применимы ли они для обычных легковых машин?
Проверить технику на расстоянии
В широком смысле телематика представляет из себя соединение различных информационных технологий, а также систем спутникового позиционирования. Телематика — это обмен данными между разными устройствами на расстоянии. В ряде встроенных систем пользователь имеет возможность управлять этими устройствами.
Раньше подобные приборы устанавливались только на дорогую коммерческую технику, которая применялась в международных перевозках. Системы мониторинга Dynafleet шли на грузовики Volvo, комплексы FleetBoard можно встретить на крупнотоннажных грузовиках Daimler и Scania. Постепенно эти технологии внедряются и в России. Телематикой сейчас оснащены почти 25 тысяч тяжелых тягачей. Главное назначение этих устройств — контроль за перевозками, а также мониторинг технического состояния автомобиля. Если у него выходят из строя тормоза или пневматическая трансмиссия, то оператор даже без сигналов от водителя видит эту неисправность.
Применяются подобные системы и в легковых автомобилях. К примеру, на Volvo можно встретить ограниченную версию телематики, которая считывает информацию с датчиков и делится ей с владельцем. После установки программного обеспечения автомобилист может видеть на экране смартфона информацию о количестве бензина в баке, уровень заряда аккумулятора и место парковки машины на картах геолокации. Самая полезная функция — это возможность запустить дистанционно предпусковой подогреватель. К примеру, автомобилист прилетел из отпуска или командировки в аэропорт и прямо из самолета может через смартфон прогреть салон своей машины, которая ожидает его на парковке. Подобные функции есть у Mercedes, BMW, Audi, Lexus и у других производителей.
Отчасти телематикой можно считать и системы ЭРА-ГЛОНАСС, которые в обязательном порядке идут на все автомобили, продающиеся в России. Они передают информацию о перемещении автомобиля и в случае возникновения ДТП имеют прямую связь с оператором для вызова служб спасения.
Встроенный акселерометр
Однако сейчас системы телематики существенно расширили функционал и превратились в некое подобие «черных ящиков» способных не только передавать информацию, но и следить за водителем и формировать отчеты в результате ДТП.
К примеру, на автомобили «Группы ГАЗ» начали устанавливаться мультимедийные устройства, которые имеют встроенную телематику GAZ Connect.
Устройство способно отслеживать порядка 38 параметров автомобиля. К примеру, это скорость, положение над уровнем моря и координаты. Мультимедийное устройство подключено к CAN-шине, откуда поступает информация о состоянии технических узлов. Компьютер собирает данные об уровне топлива, работе зажигания и фиксирует коды неисправностей, в том числе низкий уровень охлаждающей жидкости, перебои генератора, а также утечку тормозной жидкости, превышение критических значений температуры охлаждающей жидкости, давление масла и напряжение бортовой сети.
Но самое главное, что комплекс имеет акселерометр, измеряющий направление и силу ускорений. Вся эта информация формируется в единый отчет, который отправляется оператору, следящему за работоспособностью техники. На основе цифровых отчетов можно построить 3D-модель перемещения автомобиля в пространстве и определить маневры с точностью до метра, что необходимо при воссоздании обстоятельств возникновения ДТП.
Пока эти комплексы выгодны коммерческим перевозчикам, потому как с их помощью можно исключить грубые нарушения эксплуатации техники. Программа помогает отследить манеру вождения, необоснованные перестроения и другие ошибки не только по акселерометру, но и по оборотам двигателя.
Однако вскоре подобные телематические системы могут применяться и в легковом транспорте. Большие перспективы видятся в использовании их страховыми компаниями для оценки манеры вождения и в возникновении воспитательного эффекта. Если автомобилист не совершает резких маневров и соблюдает скоростной режим, то для него стоимость страховки КАСКО может снижаться. Эта скидка окупит установку телематики в машину, и появившаяся привычка ездить по правилам существенно снизит риск использования телематики в качестве «черного ящика».