Ремень для детей. Почему нельзя экономить на автокресле?

Качественное автокресло спасёт, поддельное - навредит. © / Shutterstock.com

Не пристегнул - убил?

Недавно на трассе Курск - Саратов столкнулись автомобиль «Дэу Нексия» и мотоцикл «Хонда». Виновник ДТП, 23-летний водитель авто, отделался лёгким испугом. 30-летний мотоциклист госпитализирован. На первый взгляд рядовое ДТП, если бы не двое малышей, которые ехали в машине непристёгнутыми. 4-летняя девочка скончалась на месте, а её 3-летний брат попал в больницу.

   
   

Вина в подобных происшест­виях всегда лежит на родителях или близких родственниках ребёнка: они грубо нарушили ПДД и пренебрегли безопасностью. За неиспользование дет­ских удерживающих устройств (ДУУ) законодательством предусмотрен немаленький штраф - 3000 руб. Но многие водители по-прежнему надеются проскочить на авось. По итогам первого полугодия 2016 г. дети становятся участниками практически каждого 10-го ДТП! С начала года зарегистрировано 4578 ДТП с участием детей-пассажиров, в результате которых погибли 207 детей и 5228 пострадали.  

Хотя стоит признать, что за последние 10 лет ответственных родителей стало больше. По данным опроса ВЦИОМ, две трети (67%) водителей, имеющих детей до 12 лет, уверяют, что их автомобили оборудованы детским автокреслом. Однако в поездках с детьми в такси или в автомобилях друзей до сих пор лишь около трети (35%) родителей пользуются ДУУ.

Накладки не спасут

Конечно, когда мы говорим о ДУУ, то в первую очередь подразумеваем автокресла, которые в отдельных случаях способны на 75% снизить получение малышом опасных травм в случае ДТП, резкого торможения или опасного манёвра. Тут главное - выбрать качественное кресло, соответствующее весу и росту ребёнка.

Но рынок ДУУ - это ещё и более дешёвые упрощённые аналоги автокресел. Например, бустеры или сиденья без спинки. Довольно часто родители покупают специальные накладки - адаптеры, чтобы ремень безопасности, которым пользуются взрослые пассажиры, не проходил по шее ребёнка. Но при их использовании поясная лямка ремня оказывается выше пояса. В результате дети получают тяжёлые травмы живота или вообще вылетают из-под ремня. «Основное предназначение авто­кресла - оградить ребёнка от смертельно опасных травм в результате ДТП, - подчёркивает Владимир Розинов, главный детский хирург Минздрава. - Безусловно, авто­кресло не следует рассматривать как икону либо оберег - различные повреждения возможны, однако риск гибели маленького пассажира при использовании полноценного удерживающего устройства многократно снижается. Адаптеры или бустеры не спасут в случае ДТП».

Даже если папа с мамой устанавливают авто­кресло, но выбирают самое примитивное по принципу «чтобы инспектор не прицепился», они рискуют жизнью ребёнка. «В отличие от испытаний автомобилей краш-тесты кресел проводят на специальных катапультах, которые задают требуемое замедление и имитируют различные виды ударов. Каче­ственные автокресла известных брендов, прошедшие сертификацию в Европе, во­просов не вызывают. Основная проб­лема - кресла, ввезённые из Китая, - поясняет Денис ­Загарин, замгендиректора ФГУП «­НАМИ». - Кроме того, мы протестировали массу имеющихся на нашем рынке разнообразных детских удерживающих устройств с использованием специального стенда-катапульты. Мы отметили опаснейшие травмы грудной клетки, внутренних органов, головы!»  

По оценке экспертов, около 90% рынка детских средств безопасности - контрафакт. По результатам исследований, которые в течение года в Московской области проводили  Госавтоинспекция, Минздрав и экспертный центр «Движение без опасности», выявлено, что зачастую автокресла неизвестных производителей только усугубляют серьёзные последствия аварий.  

   
   

«В первую очередь необходимо вывести рынок ДУУ из «серой» зоны и пресечь оборот некачественной контрафактной продукции. Использование некачественных автокресел не только не спасает в случае аварии, но ещё больше усугубляет её последствия для маленького пассажира: детали поддельной конструкции, легко разрушаясь, могут нанести серьёзные травмы ребёнку. Поэтому поступление контрафакта в магазины нужно жёстко пресекать и усиливать ответственность для недобросовестных производителей и продавцов, - считает Михаил Абызов, министр РФ по вопросам Открытого правительства. - И как член правительства и отец троих детей могу сказать, что нет ничего ценнее жизни и здоровья наших детей. В ближайшее время эта актуальная проблема будет обсуждаться на площадке правительства с привлечением экспертного сообщества и всех ответственных ведомств».

Правила изменят?

Кстати, требования, касающиеся перевозки детей, могут измениться. На портале regulation.gov.ru были размещены соответствующие поправки в ПДД. «Из ПДД предлагается исключить имеющуюся в настоящее время возможность использования для перевозки детей «иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства», которые не обеспечивают должный уровень защиты ребёнка. И, более того, с высокой вероятностью усугубляют последствия ДТП для ребёнка по сравнению со штатными ремнями безопасности, используемыми для фиксации ребёнка без каких-либо дополнительных приспособлений», - пояснил Владимир Кузин, замначальника ГУОБДД МВД РФ. До 7 лет детей по-прежнему в обязательном порядке нужно перевозить в машине только в автокресле. Новые поправки допускают также, что в возрасте от 7 до 11 лет ребёнок, если он по своим физиологическим параметрам уже не помещается в автокресло и сидит сзади, сможет пристёгиваться при помощи обычных ремней без­опасности. Требования к использованию ДУУ сохранятся, если такого ребёнка посадят на перед­нее сиденье. Надо понимать, что изменения требований к перевозке детей в ПДД не появляются из ниоткуда. Идёт кропотливая работа, благодаря которой большинство родителей уже понимают, что без автокресла малыша возить нельзя. О необходимости использования ДУУ Госавтоинспекция при поддержке Российского союза автостраховщиков (РСА) и центра «Движение без опасности» говорят на протяжении нескольких лет. С 2011 г. ГИБДД и РСА проводят по всей стране социальную кампанию «Автокресло - детям!». По рекомендации Минздрава региональным представительствам информация об использовании детских удерживающих устройств размещена на стендах в детских поликлиниках, женских консультациях, роддомах и перинатальных центрах всей страны. А экспертный центр «Движение без опасности» при поддержке Минздрава и Г­УОБДД МВД России с февраля 2015 г. проводит информационные тренинги для будущих матерей в Федеральном перинатальном центре им. В. И. Кулакова.

Обучение детей ПДД - госзадача

В перечень поручений по итогам Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения включили пункт о создании детских центров по безопасности.

Президент Владимир Путин выделил обучение детей правилам поведения на дороге среди важных госзадач. Он отметил необходимость создания центров, в состав которых будут входить площадки для обучения детей Правилам дорожного движения. На них планируют установить интерактивные светофоры, дорожные знаки, там будут детские велосипеды и автомобили.

Надо отметить, что эту задачу на протяжении 10 лет решают в рамках всероссийских социальных проектов, реализуемых Госавтоинспекцией МВД и Российским союзом автостраховщиков (РСА) при информационной поддержке экспертного центра «Движение без опасности». «В настоящий момент создаётся единая платформа для детских центров безопасности дорожного движения. Она объединит наиболее эффективные направления работы - автогородки, интер­активные зоны и классы для методической работы, - пояснил «АиФ» Игорь Юргенс, глава РСА. - Реализация этого всероссийского проекта позволит не только снизить численность ДТП с детьми, но и воспитать ответственных граждан».  

«При создании детских центров безопасности мы будем использовать уникальный опыт, накопленный за 10 лет работы над всероссийскими социальными проектами в сфере безопасности дорожного движения, - рассказала Наталья Агре, президент экспертного центра «Движение без опасности». - Уверена, появление таких центров - это важный этап в построении системы непрерывного образования участников дорожного движения и повышения культуры на дорогах».

Первые центры откроются уже осенью в 10 регионах, а за 2 года появятся в 30 субъектах РФ.