По данным ГИБДД, в 2019 году жервами ДТП на российских дорогах стали 16,9 тысячи человек. Из них около 4,9 тысячи были пешеходами, при этом 3,3 тысячи из них погибли из-за грубых нарушений Правил дорожного движения (ПДД), остальные — по вине водителей. Таким образом, пешеходы оказываются в беде чаще всего по собственной неосмотрительности.
Удар по ногам — самый опасный
Люди ведут себя на дорогах порой очень беспечно. Капюшон на голове препятствует обзору с боков, а наушники не дают возможности услышать приближающуюся машину. Еще хуже, когда на глазах у пешехода солнцезащитные очки, затрудняющиеся видимость, а в руках еще находится смартфон, отвлекающий внимание. Человек оказывается «слепым и глухим» перед лицом надвигающейся опасности. Только визг тормозов способен вывести его из спячки. Однако в этом случае столкновения уже не избежать.
Главная опасность для человека — это удар бампером по ногам. Кости подламываются, и человек падает на тротуар, получая дополнительные травмы. В последние годы вводятся новые требования к безопасности. Европейский независимый комитет Euro NCAP, а также Национальное управление безопасности движения на трассах США NHTSA ставят вопрос об изменении конструкции передней части машин и бамперов. Автопроизводители слышат эти советы и уже оснащают бамперы специальными ребрами, которые подсекают ноги в районе лодыжки и подбрасывают тело вверх. Главная задача — не дать человеку отлететь назад. Теперь все новые легковые машины проектируются так, чтобы подсекать тело на капот.
Euro NCAP и NHTSA вводят краш-тесты с участием манекенов, чтобы определить уровень опасности для пешеходов. Volvo впервые установила на свои модели подушку безопасности, которая срабатывает в момент удара и надувается в районе основания лобового стекла. Ее главная цель — защитить голову пешехода. Таким образом, если человек оказывается на капоте, у него больше шансов выжить. Но эти средства не понадобятся, если пешеход сам научится подсекать свое тело и группироваться при падении на капот.
Прыгать как каскадеры
Если посмотреть старые фильмы с участием профессиональных каскадеров, выполнявших трюки без компьютерного моделирования, то можно увидеть, как они прыгают на машины и остаются невредимыми даже при столкновениях на сравнительно большой скорости. Главный секрет этого трюка в прыжке перед столкновением и ударе по касательной о лобовое стекло. Причем каскадер всегда прыгает наискосок, как бы перекатываясь через капот, чтобы встретить лобовое стекло спиной и соскользнуть с машины после столкновения.
Чаще всего лобовое стекло смягчает удар, лопается на тысячи мелких осколков и повисает на слое триплекса. Поэтому при прыжке на капот на скоростях до 40 км/ч человек может отделаться просто ушибами и не получить серьезных травм, в то время как при ударе о бампер дело бы обернулось серьезными переломами ног и повреждениями черепа при падении на асфальт.
Поэтому, когда столкновение неизбежно, пешеходу лучше прыгнуть на капот, как это делают каскадеры. Причем падать надо на бок, перекатываясь спиной на лобовое стекло, закрывая руками голову, как это делают боксеры, и поджимая ноги к туловищу.
Сделать это легко, так как водитель машины начинает экстренно тормозить перед столкновением и успевает сбросить скорость с 80 км/ч до 35-45 км/ч. А при этой скорости повреждения на теле могут быть минимальными.
Правила безопасности для пешехода
Но лучше всего вообще избежать ДТП. А для этого надо соблюдать несколько нехитрых правил.
Нельзя выходить на дорогу и на пешеходный переход, не осмотревшись.
Надо помнить, что при скорости в 60 км/ч для полной остановки машине требуется около 30 метров. Поэтому лучше не выбегать перед транспортными средствами неожиданно.
Надо удостовериться, что водитель заметил пешехода и стал притормаживать, чтобы пропустить его. Только тогда можно вступать на пешеходный переход.
Нельзя быстро перебегать дорогу по переходу, даже если машины пропускают людей. Иногда какой-нибудь лихач пытается обогнать стоящие автомобили по обочине или по велодорожкам и перебегающие дорогу оказываются под колесами. Здесь необходимо заглядывать за машины и смотреть, не движется ли кто-то по соседней полосе.
При выходе на переход вместе с детской коляской нельзя выкатывать ее на край дороги впереди себя. Вечером она почти незаметна. Лучше выйти на «зебру» самому, удостовериться, что водители пропускают пешехода, и только потом выкатывать на переход ребенка.
И главное — нельзя переходить дорогу с капюшоном на голове и в наушниках.
Соблюдение этих несложных правил поможет сохранить жизнь.