Ребёнок - как снаряд
Несчастные случаи в транспорте занимают первое место в списке причин смертности и травматизма детей в возрасте до 14 лет. Несмотря на то что эксперты постоянно приводят доказательства того, что удерживающие устройства (автокресла) снижают степень травматизма на 52%, используют их по-прежнему не все родители. Некоторые до сих пор перевозят младенцев на руках, надеясь, что мать удержит своё дитя в любой ситуации. Однако при столкновении на скорости 60 км/ч 6-килограммовый младенец превращается в снаряд весом более 100 кг. Тут никакой инстинкт не спасёт.
Выбирая детское удерживающее устройство, необходимо соблюдать несколько простых правил:
- автокресло должно соответствовать весу и росту вашего малыша;
- в автокресле ребёнку должно быть удобно (иначе он начинает капризничать и отвлекать водителя), поэтому возьмите его с собой в магазин, чтобы он «примерил» покупку;
- помните, что для детей до 3 лет обязательны внутренние Y-образные или пятиточечные ремни, так как только они смогут предохранить малыша от характерных повреждений брюшной полости и травмы позвоночника;
- на маркировке должен быть значок ECE R44/03 или ECE R44/04, свидетельствующий о его соответствии действующему Европейскому стандарту безопасности;
- детское автокресло должно без проблем переноситься и просто устанавливаться в ваш автомобиль.
Кроме того, важно ещё и правильно пользоваться автокреслом. Например, на прошлой неделе в городе Ревда Свердловской области иномарка на перекрёстке протаранила «Запорожец» с тремя детьми. Старших - 3 и 5 лет - отец перевозил по всем правилам: пристёгнутыми как ремнями безопасности детских автокресел, так и штатными. А автокресло младшей девочки двух лет не было прикреплено к автомобилю. При ДТП ребёнка вместе с креслом бросило вперёд, девочка получила травму и была госпитализирована. Несмотря на то что таких примеров немало, взрослые по-прежнему больше думают о себе. Так, ГИБДД провела опрос: стоит ли законодательно запретить перевозку детей на переднем сиденье авто? 55% из 14,5 тыс. опрошенных ответили, что водитель должен решать сам. Ещё 17% сказали категорическое «нет», потому как «так удобнее». И лишь 27% родителей-автомобилистов согласились с законодательным запретом.
Автобус-тренажёр
Отдельная тема - безопасность в общественном транспорте. Особенно это касается детишек постарше, которым родители доверяют самим добираться, например, до школы. Казалось бы, нехитрая наука: сел и поехал. Но ребёнку следует знать и соблюдать правила. Взрослые должны объяснять, что основная опасность для маленького пассажира - резкое торможение, к которому надо быть готовым:
- ожидать общественный транспорт безопасно только на остановке, причём не на обочине, а подальше от проезжей части;
- входить и выходить можно только после полной остановки транспортного средства;
- в салоне общественного транспорта необходимо крепко держаться за поручни;
- уступать места пожилым и больным людям - это не только вежливо, но и одно из правил безопасности, ведь при резком торможении им труднее среагировать и удержаться на ногах;
- запрещается отвлекать водителя от управления, а также открывать двери во время движения транспорта.
Эти вроде бы банальные знания для взрослого человека могут уберечь ребёнка от серьёзных травм.
В российской Госавтоинспекции есть единственный в стране автобус-тренажёр, который «гастролирует» по школам России и наглядно демонстрирует детям все ЧП, которые могут произойти с пассажирами. Автобус помогает отработать опасные ситуации - например, безопасный выход из транспортного средства. Даёт понимание важности использования ремней безопасности - для этого салон оборудован специальной системой имитации отрыва сидений в момент столкновения. Кроме того, автобус укомплектован генератором дыма для имитации задымления салона, необходимыми наглядными материалами и мультимедийной аппаратурой для демонстрации обучающих фильмов. Столь необычные занятия, проводимые в игровой форме, пользуются большой популярностью у школьников. Тем более что сотрудники ГИБДД помогают ребятам обыграть те стандартные ситуации, в которые чаще всего попадают дети при ДТП. К слову, таких автобусов-тренажёров в мире всего два.
«Светиться» надо
Задействовать бунтарей
Сотрудники Госавтоинспекции в связке с воспитателями и учителями не только детей, но и их родителей учат быть дисциплинированными участниками дорожного движения. В этом здорово помогают такие акции, как «Шагающий автобус»: группа детей, проживающих в одном микрорайоне, проходит от дома до школы под руководством одного из родителей, который должен обращать внимание ребят на встречающиеся опасности. Дети привыкают к маршруту и правильному поведению на нём, а родители, сменяя друг друга ежедневно, тоже начинают задумываться о своём поведении на дороге. И вспоминают золотое правило - за детскую безопасность на дороге отвечают взрослые!
Смотрите также:
- Урок с планшетом. Осваивать ПДД дети будут в компьютерных играх →
- Уроки безопасности. Что обязан знать о ПДД каждый родитель? →
- Кресло жизни. Почему важно обезопасить ребёнка в машине? →