Вибрации при торможении часто беспокоят водителей. Они могут свидетельствовать о серьезных проблемах с техническим состоянием автомобиля, при которых дальше его эксплуатировать просто запрещено. Между тем в некоторых случаях подобное поведение элементов подвески и колес машины встречается из-за банальностей, не угрожающих техническому состоянию транспортного средства. Как отличить одни от других и что делать, если вибрации застали в дальней дороге?
Обрыв колодки
Если вибрация не заметна при прямолинейном движении автомобиля и возникает только когда водитель нажимает педаль тормоза, то стоит насторожиться. Особенно опасно, если вибрации сильно отдают в педаль, чувствуются ногой и частично передаются через руль в руки. При этом иногда дребезжат панели интерьера и внутрисалонное зеркало. Вероятнее всего, произошел обрыв одной из колодок в задних барабанных тормозах. Колодка тогда закусывает барабан, из-за чего подвеска начинает вибрировать. Бывает, что деталь бьет по поршням суппорта и срезает их манжеты или уплотнители, что приводит к разгерметизации системы, потере тормозной жидкости и выходу из строя одного из двух тормозных контуров. В общем, при сильных вибрациях необходимо остановиться в безопасном месте и проверить колеса. Если при снятии колеса из механизма тормозов полилась жидкость, то придется вызывать эвакуатор. С неработающими тормозами ехать уже нельзя.
Потерявшиеся болты
Если вибрации несильные и затухают по мере интенсивности торможения, то причина здесь не настолько очевидна и ее придется поискать. Лучше найти ровное и спокойное место для проведения нескольких тестов, чтобы оценить работоспособность тормозов. Это может быть площадка для отдыха или пустой паркинг у супермаркета.
Сначала необходимо проверить наличие и затяжку всех болтов на колесах. Они могут ослабнуть и даже потеряться, из-за чего в креплении возникает люфт, вызывающий периодические биения при торможении. Этот люфт часто приводит к росту ударных нагрузок на болты и отрыву и потере колеса во время движения.
Если все с колесами в порядке, то можно разогнаться до 60 км/ч и несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы вызвать максимальное замедление. По характеру биения можно определить тип неисправности.
Износ колодок и диска
Биение иногда возникает из-за сильного износа колодок. Под конец службы их фрикционный слой теряет однородность и схватывает диск неравномерно, что приводит к рывкам. Они не отражаются на руле и на кузове и чувствуются водителем только как слабые толчки в педаль. Иногда колодка вырабатывается полностью и тогда при торможении раздается металлический скрип.
Таким же образом ведут себя и изношенные диски. При активном торможении тонкие стенки диска может «повести», что при перегреве оборачивается искажением плоскости тормозного диска. Он искривляется и при вращении бьет выступающими краями по колодкам. Такие вибрации могут сильно отражаться не только в педаль, но и в руль.
Разбитый подшипник
К биениям приводит и изношенный ступичный подшипник. Во время торможения нагрузка на него сильно возрастает, из-за чего колесо вибрирует. Правда, эта неисправность сопровождается сильным гулом не только при замедлении, но и при поступательном движении автомобиля. Проверить люфт можно покачиванием колеса из стороны в сторону. Для этого упираются в него ногой или руками. Если чувствуются щелчки или свободный ход, то пора отправляться в мастерскую на ремонт.
Застрявший камень
Однако самая распространенная причина вибраций — это камешек, попавший в тормозной механизм и застрявший в креплении колодки. При торможении он чиркает о диск и нарушает однородность прижимных усилий. В этом случае вибрация сопровождается скрипом и металлическим визгом. Как правило, после нескольких циклов интенсивного торможения камешек вылетает и вибрации пропадают.
Вытянувшиеся колеса
Иногда биение возникает из-за слежавшихся шин. Если летние покрышки хранились неправильно и несколько месяцев стояли вертикально или висели на крюках, то они могли потерять форму. Из-за получившейся вытянутой формы они начинают вращаться с легкими вибрациями, которые нарастают с увеличением нагрузок. Правда, через несколько дней активной езды резина вновь облегает диск и вибрации прекращаются.