Почему пешеходы попадают в ДТП? Основные причины травматизма

Перед «зеброй» не спешите, убедитесь, что вас пропускают. © / Shutterstock.com

Статистика автоаварий с пешеходами в последние годы радует отрицательной динамикой (−16,85%), но, к сожалению, она всё равно ещё требует серьёзного внимания.

   
   

Нередко ДТП случаются ­из-за неверных инфраструктурных решений. Проще говоря, состояние дороги и обочины, освещение проезжей части и «зебры» – риск для пешехода.

Островки безопасности

«Водитель в любом случае должен следить за скоростью движения, в противном случае велики риски не заметить пешехода, – сказал «АиФ» зам­пред комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Александр Холодов. – У нас до сих пор есть нерегулируемые пешеходные переходы на многополосных дорогах с высокой интенсивностью движения. Машин стало больше, скорость транспортного потока значительно увеличилась, и я считаю, что сегодня в любом городе такие пешеходные переходы надо убирать. Необходимо строить больше подземных и надземных пешеходных переходов – инфра­структуры, которая поможет сохранить жизни пешеходов».

Меры по улучшению дорожной инфраструктуры предусмотрены в нацпроекте «Безопасные качественные дороги». Например, к 2024 г. должна увеличиться до 85% доля дорог городских агломераций «в нормативном состоянии». Под этим следует понимать не только качественное дорожное покрытие, но и наличие тротуаров, пешеходных переходов, разделителей транспортных потоков, заметной разметки, освещения и пр. В результате всех работ по нац­проекту число мест концен­трации ДТП должно снизиться на 50%.

Один момент, на который хочется обратить отдельное внимание: возвращаются «островки безопасности», и ключевое слово здесь – «безопасность». «Подобные островки – хорошо, но ещё лучше, если они физически ­ограждены. Сейчас часто это просто нарисованная линия, которая даёт пешеходам лишь ложное чувство безопасности», – считает Александр Холодов. И тут, как отмечают эксперты, уже есть хорошие инженерные находки.

«Вопрос безопасности не исчерпывается только инженерными решениями. Есть ещё так называемый человеческий фактор, – напомнил старший инспектор по особым поручениям ГУОБДД МВД России полковник полиции Антон Белан. – В двух третях наездов на пешеходов усматривается вина водителей. В то же время и сам пешеход не должен выходить на дорогу, не убедившись в безопасности своих действий».

Учить примером

Человеческий фактор – это очень важно. Например, нередко участниками и жертвами ДТП становятся люди пожилого возраста. Дело в том, что в голов­ном мозге человека с возрастом происходят изменения, в результате которых зрение и скорость реагирования на возникшую опасность снижаются. Поэтому пожилые люди могут элементарно не слышать звуки приближающегося транспорта, им трудно определить расстояние, тяжелее ориентироваться в пространстве. Иногда граждане преклонного возраста ещё и склонны преувеличивать свои физические возможности и потому становятся участниками ДТП.

   
   

При современном количестве автомобилей и массе различных средств по регулированию дорожного движения пенсионерам на дорогах мегаполисов бывает нелегко разобраться во всех технических новшествах. А рядом с дорогами в небольших населённых пунктах может просто не быть тротуаров или обустроенных обочин, и пожилым людям приходится ходить по проезжей части, что небезопасно.

Потому перед «зеброй» рекомендуется не ускорять шаг, переходить дорогу не спеша, следить за движением транспорта. Стоит помнить, что очень опасно бежать без оглядки к транспорту, стоящему на остановке на противоположной стороне улицы. И ещё желательно одеваться в более светлые тона одежды, прикреплять на неё светоотражатель или носить сумку-световозвращатель, чтобы стать заметнее для водителя. На дороге никакие меры безопасности не бывают лишними.

Эти же советы можно адресовать и молодым. Сейчас вообще нередко звучат замечания, что школьники недостаточно знают ПДД и надо бы в школе преподавать правила в обязательном порядке. «Например, часто в ДТП попадают дети. А они берут пример со взрослых. Значит, нужны правильные примеры поведения. Нужна социальная реклама», – считает председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. По его мнению, обязательный урок в школах необходим. Но детей надо учить не только ПДД, а и правилам безопасного поведения на дороге. И не для галочки, а моделируя и погружая несовершеннолетних в каждую конкретную ситуацию, после чего вместе с ними делать выводы, подробно разбирая и анализируя пройденный материал.