Часто в пробках можно видеть автомобили, попавшие под грузовики. Зрелище неприятное, и многие задаются вопросом: как они смогли так столкнуться? Рассмотрим причины распространенных аварий.
Многие начинающие водители воспринимают грузовые автомобили наравне с обычными легковушками. Они считают, что грузовик с прицепом или даже высокий тягач может проехать через перекрестки так же легко, как и небольшие хэтчбеки. Это заблуждение вызывает ненужные иллюзии, которые и приводят к неприятным казусам.
Еще хуже, когда пешеходы тоже верят в этот миф и стараются обежать вокруг стартующего на светофоре или маневрирующего во дворе грузовика в надежде на то, что шофер их быстро заметит и остановится. Порой такие действия заканчиваются плачевно или даже трагически.
Слепые зоны
Чтобы оценить всю грандиозность заблуждений, достаточно хоть раз побывать в кабине магистрального тягача или строительного самосвала. Она сравнима с кухней небольшой однокомнатной квартиры. Если сидеть с левого края, то правый бок не просматривается. То есть обзор с водительского кресла ограничен и он не идет ни в какое сравнение с обзором с водительского места легковушки и даже крупного внедорожника.
Слепые зоны окружают грузовик повсюду. Шофер грузовика не видит пространство впереди бампера на расстоянии около 1,5 м и не видит правый угол тягача. Он не может разглядеть то, что делается справа от кабины на расстоянии около 5 м. Он почти не знает, что происходит сразу за кормой прицепа. Поэтому при езде на этом «доме с колесами» водители в немалой степени полагаются не только на глаза, но и выработанное годами чутье и интуицию.
Грузовик всегда режет поворот
Необходимо помнить несколько правил взаимодействия с грузовиками, которые отчасти даже внесены в ПДД. К примеру, нельзя мешать грузовикам с прицепом и автопоездам при поворотах и разворотах. Если магистральный тягач выезжает на перекресток, то он обязательно едет по внешней траектории и делает большой крюк с выездом на обочину или на соседнюю полосу попутного направления.
Дело в том, что полуприцеп при повороте идет по меньшему радиусу и срезает поворот. Его колеса не попадают в следы тягача и проходят гораздо ближе к краю дороги. Если там оказывается какой-то предмет, то возникает риск наезда колесами полуприцепа. Грамотные шоферы фур всегда смотрят, свободна ли площадка для поворота. Если там пусто, то дальнобойщик занимает такое место, чтобы обеспечить с боков пространство для прохода колес фуры.
Однако водители легковых машин считают такой маневр приглашением к проезду вперед. Они занимают пустоты дороги справа от грузовика, непосредственно в непросматриваемой зоне. В общем, при начале поворота грузовик может прокатиться сцепкой по пролезшему вперед автомобилю. Если повезет, то шофер заметит ДТП и грузовик остановится. Но бывает, что водитель грохочущего тягача просто не чувствует столкновения. Тогда груженный тяжелым товаром прицеп продолжит движение, разрушая борт легковушки и причиняя ей еще больший вред.
Поэтому ПДД запрещают занимать место с боков полуприцепа в тот момент, когда грузовик готовится к повороту направо или налево. Магистральный тягач имеет в этих случаях преимущество.
Держитесь подальше
Нельзя также долгое время находиться справа от фуры на дорогах с несколькими полосами движения.
Часто крупные многотоннажные грузовики двигаются со сравнительно небольшими скоростями и стараются занимать крайние правые полосы, чтобы не мешать скоростному транспорту. Поэтому их нахождение в левых рядах всегда недолговременно. Водители после совершения обгона стараются перестроиться вправо и занять комфортное для них положение. Шофер смотрит в зеркала, потом выжидает, пока опережающие машины закончат маневр, и выкатывается на соседнюю полосу. Если в мертвой зоне справа окажется какой-то автомобиль, то есть риск столкновения.
Еще одно очень распространенное нарушение происходит в дорожных заторах. Часто водители легковушек стараются протиснуться справа перед бампером у грузовика. Некоторые думают, что шофер фуры увидит их выдвинутый нос и будет пропускать. Однако грузовик и не думает останавливаться и таранит легковой автомобиль с непредсказуемыми последствиями. Шофер тягача просто не видит легковушку.
В общем, рядом с грузовиками нельзя вести себя безрассудно. Шофер тягача не оценит ненужную торопливость легковых машин и гарантированно врежется вслепую, если чутье не подскажет ему остановиться. Поэтому лучше объезжать грузовики подальше и давать звуковой сигнал, если кажется, что столкновение вот-вот произойдет. Нельзя также резко тормозить перед фурой, считая, что 50-тонная громадина имеет такой же остановочный путь, что и легковой седан.