Откровения патрульного: курьеры в Москве — самые безбашенные велосипедисты

© / Игорь Харитонов / АиФ

Каждый день на столичных улицах дежурят 7 велоинспекторов ЦОДД. Журналист aif.ru присоединилась к ним, чтобы увидеть Москву и москвичей их глазами. Оказалось, что горожане не всегда хотят, чтобы им помогали, а вот ПДД нарушают очень часто.

   
   

Операция «Зоркий глаз»

Главная задача инспектора на велосипеде — помогать людям, будь то граждане на двухколесном транспорте, пешеходы или даже автомобилисты. Для этого у него всегда в велобагажнике лежат аптечка, вода и ремонтный комплект.

«Это набор „на всякий пожарный“, — объясняет мне Игорь Колесников, с которым мы стартовали на велосипедах от станции метро „Чистые пруды“ по Бульварному кольцу, благо тут проложена велодорожка. — Например, ссадину промыть и забинтовать, если человек с велосипеда упал. Но всегда смотрим по ситуации. Если понятно, что повреждения могут быть серьезными, я сразу „Скорую“ вызываю».

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Для Игоря это уже третий велосезон в ЦОДД (сезон идёт с мая и до начала октября). «Нередко помогаем поставить заплатку на колесо, провести мелкий ремонт велика, народ всегда очень благодарен за такую поддержку, еще у нас постоянно спрашивают дорогу, — говорит Игорь. — Благодаря дежурствам (а они длятся по 12 часов) я Москву знаю очень хорошо, особенно когда речь идёт о том, как быстрее проехать и где можно срезать. Если вижу ДТП, обязательно подъеду, чтобы предложить помощь в оформлении европротокола. Но народ обычно отказывается, почему — непонятно».

Обязанностей у велоинспектора предостаточно. Только успевай смотреть по сторонам. Нужно следить за состоянием велопарковок и прокатных станций, замечать сломанные светофоры, фиксировать незаконную парковку на велополосах и под знаками «Парковка запрещена». А еще нужно обращать внимание на дорожные знаки — если какой-то сломан или изображение поблекло, нужно зафиксировать адрес и передать информацию коллегам. Когда случается какой-то транспортный коллапс, инспектора могут позвать на помощь, чтобы он быстро добрался через пробки и встал на перекрестке для регулирования движения.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Культура «на троечку»

Пока мы едем по Бульварному кольцу, Игорь обращает мое внимание на велосипедистов. Оказывается, подавляющее большинство ездит как бог на душу положит.

«По 10-балльной шкале велосипедисты и самокатчики дисциплинированы на троечку. За целый день патрулирования можно по пальцам пересчитать, кто правильно дорогу с велосипедом пересекает. Все переезжают, хотя это категорически запрещено. Например, есть перекрестки, где горит зеленый для поворота направо для машин и одновременно включен зеленый для пешеходов. Это потенциально опасное место, и если человек едет по зебре на двух колесах, он не успеет среагировать на автомобиль, если водитель зазевается. Такие ДТП случаются, к сожалению, регулярно», — говорит мой собеседник.

   
   
Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Упавших или проколовшихся велосипедистов мы не видели, а вот водители неправильно припаркованных машин уезжали при нашем появлении очень быстро. Ведь у сотрудника ЦОДД на груди висит всегда работающая видеокамера, и он в момент способен зафиксировать нарушение. А еще я обнаружила опытным путём, что около ст. м. «Тургеневская» с велополосы не видно «профильного» светофора. Над выходами из метро возвели павильоны, и один из них перекрывает обзор со стороны дороги. Интересно, что доставщиков видимость светофоров не волнует вообще. Такое впечатление, что они не видят ни знаков, ни других участников дорожного движения.

«Курьеры ездят так, словно о существовании ПДД вообще не в курсе, — подтверждает Игорь. — Нас они не боятся, у нас же нет полномочий их штрафовать». На наших глазах один за другим доставщики рассекали по всем полосам дорог, уверенно проезжали перекрестки на красный свет, лихо пользовались зебрами, заставляя пешеходов расступаться.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Марафоны — самый трудный маршрут

«За смену я проезжаю минимум 50 км, маршруты все время разные, — говорит мой спутник. — Велосипед оснащен электробатареей, но я ею почти не пользуюсь. Она нужна опять-таки „на всякий пожарный“. Иногда приходится и самому себе помогать. Когда я только пришел в патруль, то один раз умудрился проколоть шину два раза подряд. Хорошо, что это случилось недалеко от базы, но два километра пришлось велик катить самому».

Зной или холод для патрулирования не помеха, а вот если с утра идет сильный дождь, тогда сотрудники ЦОДД не дежурят. Кстати, инспекторов всегда приглашают на столичные веломарафоны и праздники. Нет, не отдыхать, а опять-таки трудиться. И там обычно работы много — народ массово падает, прокалывает колеса, сталкивается с другими участникам марафонов.

У меня после катания по Москве ныло все тело, а Игорю было все нипочем. Видно, сказывается постоянная практика. В общем, товарищи велосипедисты: если увидите инспектора в черной форме с надписью «ЦОДД», знайте — это ваш Дядя Степа, который всегда поможет. И даже придет на выручку, если вы не сразу поймете, как взять велик напрокат (как было в моем случае).

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Кстати, по данным столичного Дептранса, в прошлом сезоне сотрудники ЦОДД помогли москвичам 6 тыс. раз: разбирали ДТП, тушили мелкие возгорания, вызывали экстренные службы, сообщали о неисправных светофорах и знаках.