Не пряник, так кнут. Надо ли увеличивать штрафы для пешеходов?

У всех нас, когда мы передвигаемся по улицам, есть не только права, но и обязанности, прописанные отдельно в ПДД. Понятно, что дорогу надо переходить по пешеходному переходу, лучше – подземному, если таковой в данном месте имеется. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

   
   

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. При движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. А если речь идёт о загородной трассе, то это уже не рекомендация, а требование закона. Но даже в крупных и хорошо освещённых городах при неблагоприятных погодных условиях пешеходам нужно быть предельно внимательными! Если на улице дождь или туман, видимость ухудшается в несколько раз, а значит, пешеход должен повысить бдительность, тем более что это в его интересах.

Человек, который из-за спешки или невнимательности перебегает дорогу на красный, рискует не только собственной жизнью, но и создаёт аварийную обстановку. Часто на красный пешеходы идут, когда рядом нет машин. Но это такое же нарушение ПДД, которое чревато штрафом. Более того, на жёлтый сигнал начинать движение пешеходам также нельзя. В Европе за это выписывают существенные штрафы, исчисляющиеся сотнями евро (см. инфографику). 

 

В Госавтоинспекции МВД России отметили повышение уровня безопасности пешеходов. За прошедший год на российских дорогах было зафиксировано на 5,8% меньше ДТП, произошедших по причине наезда на пешеходов (48,8 тыс.). Также сократилось число погибших – на 8,5% (5155) и пострадавших – 5,6% (45 666) в этих авариях. Количество ДТП, произошедших на «зебрах», сократилось на 3,8% (18 844), число погибших в них уменьшилось на 10,1% (966 человек), а раненых – на 3,4% (18 910). Количество ДТП, которые произошли вне пешеходных переходов, снизилось на 7,1% и составило 29 970. В них погибли 4189 человек (-8,1%), ещё 26 756 человек (-7,1%) пострадали.

«В КоАП РФ есть две статьи, которые предусматривают штраф пешеходу. Это ст. 12.29 – штраф в 500 рублей за нарушение любых Правил дорожного движения пешеходом. И ст. 12.30. – 1–1,5 тыс. руб. за переход дороги в неположенном месте, если есть риск жизни и здоровью, – пояснил глава корпоративно-правового блока Европейской юридической службы Владимир Анников. – При этом штраф нарушитель может оплатить в течение 2 месяцев. А вот если он этого не сделает в течение года, то по закону на него могут наложить даже административный арест».

Недавно в Госдуме предложили увеличить штрафы для пешеходов: мол, для водителей ужесточают наказание и это работает, поэтому пора и к пешеходам применять не только пряник, но и кнут. Идея пока не нашла поддержки, но про европейский опыт с большими штрафами уже вспомнили.