Не спать в пути. Как вовремя распознать признаки усталости за рулем

ГУОБДД МВД России

Несколько раз подряд допустили мелкие нарушения ПДД, пропустили поворот, не можете вспомнить последний дорожный знак? Пора остановиться. Даже если вам кажется, что можете проехать еще не одну сотню километров.

   
   

Как понять, что пора отдохнуть?

Пункт 2.7 ПДД четко говорит, что водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Один из самых тревожных признаков усталости водителя — дискомфорт, когда водитель начинает часто менять позу. Об усталости свидетельствует и то, что человеку становится то жарко, то холодно, несмотря на комфортную температуру в салоне.

«Первых признаков усталости достаточно много, — объясняет заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции МВД России Антон Белан. — Главное не пропустить их, и тем более не садиться за руль заведомо уставшим, после бессонной ночи или в болезненном состоянии. Такой водитель может перестать реагировать на неровности дороги, более того, он может не замечать другие автомобили. Если концентрация потеряна и водитель перестает различать дорожные знаки и номера проезжающих машин, это может привести к засыпанию».

Усталость водителя является прямой или косвенной причиной серьезных автоаварий. Самый высокий риск засыпания наблюдается в дальних поездках, особенно в темное время суток и когда дорожные условия очень монотонны. Эксперты в области безопасности дорожного движения отмечают, что через четыре часа непрерывного вождения реакция водителя снижается в два раза, через восемь часов — в шесть. В жару утомление приходит еще быстрее. По этим показателям сонный водитель становится опасней пьяного.

Как взбодриться за рулем?

На самом деле способов, которые помогут взбодриться и закончить путешествие, очень много. Но каждый из них должен быть уместен в конкретной ситуации, к тому же всегда важно помнить, что остановка на отдых — требование обязательное. «Продержаться» до места стоянки помогут:

Разговоры с пассажирами. Это самый простой способ проснуться. Интересная беседа заставит вникнуть в ее суть и наверняка прогонит сон. Главное не увлекаться и сосредоточить свое внимание на дороге. К тому же пассажир может вовремя заметить ваше сонное состояние по замедленной реакции, ответам невпопад. Клюете носом оба? Нужно срочно остановиться и отдохнуть.

   
   

Музыка или аудиокниги. Музыкальные хиты или аудиокниги вполне способны дать заряд бодрости. Есть только одно но: убедитесь, что запись не вгоняет вас в сон. Даже самое увлекательное литературное произведение или классическая опера могут иметь обратный эффект.

Кофе или другие тонизирующие напитки действуют на всех по-разному. К тому же продолжительность их действия не очень большая, они «работают» до 2 часов.

Заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции МВД России Антон Белан:

«В современных автомобилях есть системы, которые по изменению манеры движения и показаниям датчиков, следящих за глазами, предупредят водителя об его усталости. Если оборудования в машине нет, можно установить „сигнализатор усталости“. Он похож на гарнитуру Bluetooth, считывает движения головы. Если начинаете клевать носом, издает резкий звук».

Фото: ГУОБДД МВД России

О концентрации внимания

Если вы только начали чувствовать сонливость, можно взбодриться, сконцентрировав внимание. При этом лучше принять правильную позу при посадке. Выпрямить спинку сиденья, расположить руки на руле в положении «без десяти два». Старайтесь осознанно воспринимать дорожную информацию, ставьте перед собой задачи: считать столбы, знаки, узнать марки встречных машин. Не стоит концентрироваться на каком-то одном элементе — это убаюкивает. Концентрация на мелочах сбивает монотонность движения по трассе».

Любое изменение физического состояния делает человека бодрым: можно, например, потрясти головой, как при пробуждении. Снизьте градусы на климатической установке, откройте окно, свежий воздух способствует пробуждению. Протереть лицо влажной салфеткой или возможность умыться холодной водой — тоже эффективные способы привести себя в чувство.

«Но самое главное помнить — ни один из этих способов не может обезопасить от засыпания за рулем. Максимум позволит добраться до места отдыха. Это единственный сценарий для водителя, который обнаружил у себя признаки усталости. Восстановить силы лучше всего остановившись в специально предназначенных для этого местах, например, на парковке или автозаправке», — сказал Антон Белан.

А еще целесообразно:

Обязательно выспаться перед выездом. Восьмичасовой сон — доказанное наукой время полноценного отдыха.

Не управлять автомобилем в болезненном состоянии. Поняли, что схватили простуду или отравились? Лучше воспользоваться услугой такси, если поездка на близкое расстояние, и отказаться от нее вовсе, — если на дальнее.

Понимать, что с возрастом (если водитель старше 40 лет) человек быстрее утомляется, медленнее реагирует на меняющиеся сигналы светофоров и перемещение пешеходов, автомобилей и т. п.

Планировать поездку — выбирать незагруженные дороги, не выезжать в часы пик. Изучить прогноз погоды перед поездкой: в жаркую погоду лучше не начинать движение. А если это сделать все же приходится, подумать, справится ли с этим система кондиционирования.

Учитывать физиологическое снижение работоспособности в течение суток. Между двумя и четырьмя часами дня, например, лучше планировать перерывы. То же касается и времени с девяти до десяти вечера.

Периодически слушать (примерно треть часовой поездки) негромкую ритмичную музыку. Громкая не бодрит, а наоборот, утомляет человека.

Обтирать лицо, особенно когда жарко, увлажняющей салфеткой и умываться холодной водой при остановках.

Чередовать управление машиной и отдых: после 2–2,5 часов движения делать 5-10-минутные перерывы.

Не курить в салоне автомобиля — курение, даже пассивное, снижает скорость реакции.

Пересаживать пассажира, желающего поспать, с переднего места на заднее. Спящие рядом люди усыпляют.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».