В темное время суток на дорогах можно встретить «одноглазые» автомобили. Одна из фар перестала светить, и по отблескам вдали невозможно понять, какое транспортное средство движется навстречу. Особенно это неприятно на загородных трассах, когда на узкой полоске асфальта непонятно, то ли это мотоциклист, то ли трактор стоит на обочине. А если это машина, то по одной фаре трудно понять, насколько она далеко и с какой стороны расположен ее кузов. Все это затрудняет встречный разъезд. Законно ли ездить на неисправной машине и можно ли самому время от времени допускать подобные технические вольности?
Эксплуатация запрещена
В Правилах дорожного движения есть четкое описание того, как эксплуатировать свой автомобиль. «Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути прочих неисправностей водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности», — гласит пункт 2.3.1. ПДД. При этом водитель обязан вовремя обследовать машину и быть в курсе всех ее технических проблем. Отговорки по типу «не знал» и «не видел» не принимаются сотрудниками ГИБДД, которые вправе остановить и досмотреть машину с одной фарой. Инспекторы могут сослаться на тот же пункт правил, гласящий, что «перед выездом необходимо проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации». И если раньше дозволялось ездить только с одной левой фарой, то в существующей редакции ПДД никаких уточнений насчет того, сколько лампочек могут не работать, не прописано.
Эвакуируют ли автомобиль без фары?
С 2010 года в России введены более жесткие требования по эксплуатации световых приборов. В соответствии с пунктом 19.5 ПДД, «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». Поэтому даже одна неработающая фара днем или ночью может расцениваться как серьезная неисправность.
Сотрудники ГИБДД могут привлечь водителя к ответственности по части 1 статьи 12.20 КоАП, которая предписывает за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, вынести предупреждение или наложить административный штраф в размере пятисот рублей.
Как же быть, когда фара перегорела в самый неподходящий момент? Нужно ее поскорее починить, благо купить лампу можно в любом магазине автозапчастей. Если же это невозможно и по пути повстречался наряд полиции, то надо знать два важных факта при общении с ними.
В первую очередь надо помнить, что сотрудники ГИБДД не могут эвакуировать автомобиль из-за неисправности фар, хотя задержать можно с поломками, описанными во втором пункте статьи 12.20 КоАП РФ. Это повреждения тормозной системы и рулевого управления. Поэтому ехать на машине с негорящими лампами ближнего света можно, но только к месту будущего ремонта. Так можно и объяснить инспекторам. Если наряд ГИБДД остановит такую машину в ночное время повторно, то еще одного штрафа не избежать.
Однако днем с поврежденными лампами ближнего света можно ездить, не боясь взысканий, но только в том случае, когда работают дневные ходовые огни или противотуманные фары, которые по ПДД могут использоваться вместо ближнего света фар для обозначения транспортного средства.