На автомобильных форумах встречаются истории, связанные с внезапным срабатыванием старых огнетушителей. Люди пишут, что их старые огнетушители взрываются прямо в салонах. Часто это происходит летом при долговременном перегревании баллона внутри транспортного средства, которое под прямыми солнечными лучами нагревается до 50-60 градусов. Водитель возвращается к машине вечером после работы, а интерьер полон белого порошка. При этом иногда страдают уплотнители дверей и даже клапан в багажнике, которые не выдерживают резкого нарастания давления внутри кабины. Что же все-таки приводит к проблемам с огнетушителем и как от них защититься?
Давление в 300 атм.
На рынке автомобильных огнетушителей представлены два типа устройств. Меньшее распространение имеют порошковые варианты (ОП), которые заполнены химический смесью, превращающейся в пену при распылении. Давление внутри баллона должно составлять от 1,2 МПа до 1,7 Мпа, что эквивалентно 17 бар или 17 атм. Срок службы такого устройства равен четырем-пяти годам, после чего требуются замена рабочего вещества и накачка баллона.
Углекислотные огнетушители (ОУ) более распространены вследствие своей надежности, простоты использования и долговечности.
Они отличаются наличием воронки или раструба черного цвета, предназначенных для распыления углекислоты, которая вытесняет воздух и охлаждает очаг пожара. В некоторых автомобильных вариантах с массой газа в 2 кг рабочее давление достигает 2,5 МПа, или 25 бар. Для сравнения: внутри хорошо накачанного автомобильного колеса давление воздуха в 10 раз ниже.
Огнетушители более крупного размера, чем ОУ-2, имеют другое давление. В больших баллонах для грузовиков и автобусов с массой заряда в 5 кг давление составляет 5,7 МПа при 20 градусах тепла. При повышении температуры воздуха внутри салона или в багажнике универсала до 50 градусов оно нарастает и может достигать 15 МПа.
Крупные устройства, предназначенные для жилых и нежилых помещений — ОУ10, — имеют рабочее давление 14,7 МПа, а при аттестации нагружаются до 22.1 Мпа, что эквивалентно 220 атм.
В целом сварные швы металлического баллона могут выдерживать давление примерно в 1,3-1,5 раза больше критического, что приближается к 300 атм. Поэтому сам баллон взорваться не может. А вот его механический клапан иногда не выдерживает роста нагрузки.
Срабатывание в салоне
С возрастом запорный механизм огнетушителя ослабевает, наблюдаются усталостные разрушения материала, и клапан может разрушиться при ударах или тряске. Последней каплей становится рост температуры и давления, приводящий к непреднамеренной разрядке. Огнетушитель не взрывается, но быстро выпускает содержимое в салон или багажник.
Как правило, в это время водитель или пассажиры не находятся в автомобиле. Но бывают случаи, когда огнетушители, прикрепленные к стенкам в автобусах, падают на пол и выпускают газ в кабину. Тогда необходимо срочно открыть люки и окна, чтобы выпустить углекислоту, а людям требуется покинуть помещение.
При срабатывании порошкового огнетушителя проблем для салона может быть больше. Потребуются химическая чистка и тщательная промывка многих скрытых мест в салоне, хотя для здоровья людей вреда он не представляет.
При качественном спусковом клапане огнетушитель может храниться около 3-5 лет. При этом от водителя требуется его периодическая проверка. На обоих типах огнетушителей на баллоне есть манометр, показывающий уровень сжатия газа. Если стрелка стоит в зеленой или желтой зоне, то устройство работоспособно. При снижении давления стрелка уходит в красную зону, и огнетушитель требует перезарядки.
Если уже через полгода хранения наблюдается заметное падение давления в баллоне, то от такого устройства лучше избавиться, не дожидаясь его полной разрядки.
Менять исправный огнетушитель лучше через 7 лет хранения, чтобы предотвратить возможные проблемы с его работой. При долгом нахождении под давлением распылитель или клапан может уже не обеспечить правильного распыления рабочей смеси.