Коварное межсезонье. Чем опасна осенняя погода для водителей и машин?

Zh.anna / Shutterstock.com

В сентябре световой день заметно сокращается и становится холоднее. Перепады ночных и дневных температур превышают уже 10 градусов, а иногда по утрам шкала термометра и вовсе падает ниже пяти. Дорога охлаждается, и сцепление шин с асфальтом ухудшается. Частые дожди и грязь влияют на состояние технических систем. Кроме того, ворохи гниющих листьев на асфальте негативно влияют на управляемость. К каким еще сложностям нужно быть готовым заранее?

   
   

Сонливость

Из-за сокращения светового дня увеличивается утомляемость человека и, как следствие, его сонливость. Нехватка солнечного света приводит к перестраиванию организма и провоцирует выработку гормона сна: мелатонина. Поэтому автомобилистам необходимо более внимательно относиться к собственной выносливости и быть готовыми к тому, что в неожиданный момент захочется спать. Автомобилистам следует адекватно оценивать свое состояние, перед тем как сесть за руль.

Туманы

В вечернее, ночное и утреннее время на дорогах появляются туманы. Они создают самые сложные условия для вождения. Видимость может упасть до 3-10 метров, из-за чего движение затруднено или невозможно.

Лучше всего в таких условиях сбросить скорость до 40 км/ч, а при нулевой видимости и вовсе остановиться, но только не на дороге, а съехать подальше на обочину, чтобы не создавать аварийные ситуации или найти площадку для отдыха.

Сильные дожди

Обильные осадки создают немало трудностей. Они не только ухудшают видимость, но еще и снижают коэффициент сцепления асфальта. Дорожное покрытие хуже держит колеса машин, из-за чего тормозной путь увеличивается. Кроме того, в глубоких лужах может возникать эффект аквапланирования, при котором на высокой скорости колеса врезаются в воду и всплывают. Между дорогой и резиной шин появляется прослойка жидкости, которая делает машину на время неуправляемой. Эффект длится пару-тройку секунд, однако неумелые действия водителя могут за этот короткий промежуток привести к беде. Здесь важно не паниковать, не крутить руль и спокойно дожидаться, пока автомобиль пройдет глубокую часть лужи. Далее можно уже корректировать траекторию и скорость движения.

Грязь и желтые листья

Весной на дороги с полей выезжают крупные тракторы, которые несут на гигантских колесах с дециметровыми протекторами килограммы жирной земли с перегноем. В мокрую погоду этот грунт расползается по дороге, превращая ее в грязный каток. Если идет дождь, то перед такими загрязненными участками надо сбрасывать скорость и проезжать их аккуратно, без резких торможений. Иначе есть риск заноса.

Опасны также участки дороги, где наблюдается обильный листопад с деревьев. Листья мокнут, прилипают к дороге и образуют скользкую поверхность со сцепными свойствами хуже, чем у льда. В этих условиях надо быть бдительными и держать скорость не выше 60 км/ч. После проезда листвы можно вернуться к привычному темпу езды.

   
   

Климат-контроль

За летние месяцы в водотоках дренажа и в воздухозаборниках скапливается много грязи. Ее необходимо убрать перед тем, как пойдут обильные дожди. К уже существующей пробке добавляется листва, которая препятствует работе названных систем. Вода может переливаться через края дренажа и попадать на электрику машины, в том числе и на блок управления двигателем. Во избежание коротких замыканий лучше прочистить водоотводные каналы, а также решетки системы вентиляции, находящиеся у основания лобового стекла. Кроме того, не помешает прочистить воздушный фильтр и внутрисалонный фильтр. Как правило, взглянув на него, водители очень удивляются тому, сколько там находится грязи.

Давление в шинах

При снижении средней температуры воздуха падает и давление в шинах. Разница составляет около 0,1 бара на каждые 10 градусов. Таким образом, если шины накачивались еще в июле при 30-градусной жаре, то в сентябре при 5 градусах тепла давление может существенно упасть, из-за чего исказится управляемость автомобиля. Поэтому не помешает подключить к шинам компрессор и довести давление до рабочих значений.

Коррозия

Осенью увеличивается риск развития коррозионных процессов. Высокая влажность и появление на дорогах противогололедных препаратов оказывают неблагоприятное воздействие на кузов. В общем, если машина уже далеко не новая и кое-где уже видны следы ржавчины, то не стоит дожидаться зимы для нанесения антикоррозионных покрытий, а лучше приступить к обработке еще осенью. Кузов будет лучше защищен.