Как ездить на «докатке» зимой?

Категория:  Обслуживание Авто
Ответ эксперта

В погоне за объемом багажника зарубежные производители придумали ставить на автомобили так называемые «докатки», то есть временные колеса, отличающиеся от полноразмерных высоким профилем и узостью пятна контакта. Такие «блины» хорошо укладываются в подпол заднего отсека, но отвратительно ездят. Как же они поведут себя скользкой зимой? Разобраться с вопросом помогает спортивный инженер, пилот и капитан раллийной команды «ГАЗ Рейд Спорт» Вячеслав Субботин.    
   

«Докатка» была взята на вооружение сначала премиальными марками с их большими заднеприводными седанами, а затем перекочевала и к переднеприводным хэтчбекам массового сегмента. В Европе с ее климатом и развитыми дорожными службами проколы случаются редко, отчего «докатка» способна пролежать без дела 3 и даже 5 лет. А вот в России с ее полугодовалой зимой запасное колесо в дело пускается часто. «Времянка» заменить его не в состоянии, хотя оно и входит в состав комплектаций многих автомобилей. Как же быть, если его все же пришлось поставить вместо полноценной зимней «шиповки»?

Глубина протектора временного колеса составляет всего 4 миллиметра, а высота профиля в полтора разы выше, чем у обычной «запаски». При этом давление в «докатке» накачивается высокое — до 4.2 атмосферы. В итоге ведет она себя на дороге совсем по-другому, нежели другие колеса. И если на сухом и теплом асфальте она справляется с возможными обязанностями, то в гололед превращается в костыль. Даже при поездках к шиномонтажу нужно быть предельно аккуратным.

Скорость нельзя увеличивать свыше 40-50 км/ч. Крошечное пятно контакта «докатки» слишком мало, чтобы полноценно цепляться за поверхность дороги. Колесико проскальзывает, и автомобиль фактически едет на трех колесах, используя «докатку» как вращающуюся подпорку. Если потребуется затормозить, то она мгновенно блокируется, и электроника распускает возжи, препятствуя возникновению сноса. Тормозной путь значительно увеличивается. И чем меньше скорость, тем выше шанс вовремя остановиться.

Нельзя заламывать с «докаткой» и крутые повороты. Если она стоит впереди и оказывается на внешнем радиусе виража, то основная часть нагрузки наваливается именно на нее. Из-за ее плохих сцепных свойств этот «блин» не удержится в траектории, и автомобиль начнет уносить с дороги. Поэтому рекомендуется перед установкой «докатки» так менять колеса, чтобы она оказалась на задней оси. Тогда нагрузки на нее придется меньше. Но это справедливо лишь для переднеприводных автомобилей.

Для мощных заднеприводных седанов ставить «докатку» назад не рекомендуют вовсе, потому как именно там концентрируются основные нагрузки.

Зимой лучше совсем отказаться от услуг «костыля» и прикупить полноценное запасное колесо. Пусть оно и займет большую часть свободного пространства заднего отсека, зато безопасности в пути подарит больше.

   
   

Смотрите также: