Как банки навязывают услуги при выдаче автокредитов?

Категория:  Обслуживание Авто
Ответ редакции

Государственная Дума внесла на рассмотрение законопроект, предусматривающий большие штрафы за навязывание услуг. Особое внимание в нем уделяется сделкам по продаже автомобилей. Покупатели часто жалуются на необоснованное завышение цены, а также на обилие дополнительных опций и оборудования. Но, помимо прямого завышения цен дилерами, есть и скрытые механизмы отъема денег у покупателей через дополнительные соглашения к кредитному договору. Каким же образом банки вытягивают из клиентов деньги?

   
   

Долговая кабала

В июле 2022 года в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий высокие штрафы за навязанные услуги. Закон должен решить ряд проблем, напрямую влияющих на рост цен. Особое внимание при этом уделяется деятельности финансовых организаций, которые вкупе с дилерами разработали несколько действенных схем по отъему денег у клиентов.

Первое, о чем спрашивают менеджеры у клиентов автосалонов, это по какой схеме они собираются брать автомобиль. Преимущество отдается тем, кто оформляет кредит. Им предлагается неплохая скидка, которая в некоторых случаях может достигать 200 тысяч рублей и более, в зависимости от цены транспортного средства. Если рассматривать вторичный рынок, то с «Мерседеса» С класса 2016 года ценой в 2 млн рублей нередко скидывают 200-300 тысяч. Правда, это на те машины, которые выкупались у граждан в период падения рубля. Цены на них изначально завышались и сейчас постепенно снижаются до январского уровня. То есть с завышенной цены делается маркетинговая скидка, которая сама по себе является формой обмана.

В общем, клиенту обещают выгодную сделку, и он отправляется в отдел кредитования, надеясь, что там ему выдадут заемные средства под минимальные проценты, в особенности когда ключевая ставка снижена Центральным банком до 9,5%.

Заявка, как правило, подается в различные банки. Через несколько часов приходят ответы с решением. И здесь начинаются первые неприятные неожиданности. Оказывается, что банки при благоприятной политике ЦБ не спешат снижать ставки по кредитным программам. Утверждение заявок идет на уровне 18-23% годовых.

Но тут менеджер автоцентра находит выход и заявляет, что банк-партнер или даже учредитель может выдать заемщику кредит под 17% аж на 8 лет. Тем самым будет невысокий ежемесячный платеж, который не слишком сильно ударит по семейному бюджету. Как правило, покупатель соглашается.

Однако в процессе оформления договора вдруг выясняется, что необходимо докупить целый пакет дополнительных услуг, иначе банк откажет в выделении средств.

   
   

Это обязательная страховка КАСКО на год, которую тоже предлагают вставить в тело кредита, дополнительное соглашение на покупку услуги помощи на дорогах, соглашение на продленную гарантию, которая распространяется только на те детали мотора и трансмиссии, которые не ломаются. Помимо этого, покупателя обяжут купить дополнительную услугу на первоочередной выкуп машины автосалоном, если он не сможет обслуживать кредит. Все эти траты превосходят размер предоставленной скидки на автомобиль.

Некоторые покупатели стараются сбросить с себя бремя навязанных услуг, но этому препятствует еще одно дополнительное соглашение, которое гласит, что за отказ от оформленных услуг покупатель обязуется вернуть размер предоставленной скидки. Эта же мера действует и при досрочном погашении кредита в течение первых 6 месяцев. То есть с покупателя в судебном порядке потребуют выплатить те самые 200-300 тысяч фиктивной скидки.

Законы меняются, но не действуют

Отчасти новые поправки помогут покупателям избавляться от такого долгового капкана. В пункт 3.5 статьи 14.8 КоАП РФ предложено внести поправки, которые существенно увеличивают наказание за навязанные услуги.

Текст статьи в проекте поправок звучит теперь следующим образом: «навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двукратной стоимости дополнительно навязанных товаров (работ, услуг); а на юридических лиц — в размере двукратной стоимости дополнительно навязанных товаров (работ, услуг)».

Но это не единственная защита от произвола. Как пишут «Ведомости», с 30 декабря 2021 года действуют поправки в закон о потребительском кредите, которые дают заемщику право отказаться от дополнительных услуг, навязанных вместе с кредитом, в так называемый «период охлаждения», который составляет 14 календарных дней. Это право распространяется на любые дополнительные услуги, в том числе на юридическое сопровождение, консультации, телемедицину и др. Тем самым если заемщик был вынужден приобрести допы вместе с получением кредита, то он может вернуть деньги и отказаться от них после покупки машины.

Однако схема защиты потребителей пока еще не разработана, и потребуется время, чтобы адвокаты и суды выработали приемлемые алгоритмы действий.

Источник: www.vedomosti.ru