Бывают дорожные происшествия, которые кажутся автомобилистам пустяками. Они не вызывают ГИБДД, не оформляют документы и уезжают. Однако через несколько дней при проверке на посту ГИБДД выясняется, что против водителя ведется расследование по статье 12.27 КоАП РФ. Суд лишает автомобилиста прав, и ему приходится выплачивать немалый ущерб неизвестно откуда взявшимся пострадавшим. Как понять, является ли мелкое столкновение полноценным ДТП?
Причинен ущерб
Многие не различают аварию и дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и нередко путаются в юридических терминах. В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения (ПДД РФ), дорожно-транспортное происшествие — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Таким образом, когда сталкиваются автомобили и наносится вред здоровью и технике, юридически такие случаи описываются как ДТП. Они требуют соответствующего законного оформления.
Если ущерб незначительный и не превышает 100 тыс. рублей, а пострадавших нет, то закон допускает оформление так называемого европротокола без участия инспекторов ГИБДД.
Кроме того, полноценным ДТП считается любое столкновение, причинившее ущерб другим собственникам. К примеру, если машину занесло на дороге и она врезалась в столб, дорожный знак или барьер ограждения, такое происшествие тоже требует оформления и вызова инспекторов ГИБДД. Объекты дорожной инфраструктуры состоят на балансе муниципальных или государственных предприятий, которые обслуживают выделенные им участки дорог. Стоимость знаков или металлических барьеров немаленькая. При скоростных столкновениях нанесенный дорожной инфраструктуре ущерб может колебаться в пределах 50-700 тысяч рублей.
Кроме того, столкновение со столбом освещения в городе, удар бампером по выставленным шлагбаумам или наезд на принадлежащие дачникам декоративные кустарники или плодово-ягодные насаждения тоже считается ДТП, так как налицо факт нанесения ущерба. Если водитель оставит место происшествия, то его ждет наказание.
В соответствии со статьей 12.27 КоАП РФ, оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения (ПДД РФ) места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Нет ущерба
Однако не всякое столкновение автомобиля с другим объектом можно считать ДТП. Это может быть простая авария, которую оформлять документально в некоторых случаях не нужно.
В Правилах дорожного движения нет термина «авария». Однако в других законах он есть. К примеру, Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в РФ содержат следующее определение: «Авария — это происшествие без человеческих жертв».
Если водитель не справился с управлением и вылетел с трассы, протаранил сугроб и оказался в поле или в придорожной канаве, то он не причинил никому ущерба, кроме как себе лично. Поэтому такую аварию можно не оформлять и вызывать эвакуатор.
Если машина разбилась о каменную скалу или съехала в воду с оврага по вине самого водителя и не причинила никому ущерба, то такое происшествие тоже не считается ДТП, хотя и является полноценной аварией. Оформляться в этих случаях может лишь страховка КАСКО.
Кроме того, ДТП не считается ситуация, когда автомобиль был поврежден на паркинге какими-то неустановленными лицами. В этих случаях вступают в силу иные статьи закона, не относящиеся к автомобильным статьям КоАП РФ.