Безопасность на трассе. Александр Цветков о том, что нужно знать водителям

Александр Цветков. © / Фото: личный архив

Количество дорожно-транспортных происшествий в России в 2023 году выросло на 4,5% по сравнению с 2022 годом, такие данные приводит Госавтоинспекция. А рост ДТП с участием мотоциклов составил более 23%, в Свердловской области показатель еще более пугающий: свыше 60%. Хотя до прошлого года аварийность в стране сокращалась. По мнению специалистов, не последнюю роль в ухудшении показателей статистики играет техническое состояние транспорта и отсутствие автомобильной культуры у россиян. Эксперт индустрии Александр Цветков рассказал о том, как плохое состояние техники влияет на аварийность и при чем тут автомобильная культура.

   
   

Аif.ru: ​— В прошлом году на дорогах России произошло более 132 тысяч ДТП, почти на шесть тысяч больше, чем годом ранее. Как на этот показатель влияет техническое состояние транспорта? И видите ли в этом какую-то роль отмены обязательного техосмотра?

Александр Цветков: — Техническое состояние транспортных средств оказывает значительное влияние на безопасность дорожного движения. Плохое состояние мотоциклов и автомобилей может стать причиной аварий из-за разных неисправностей, среди которых самые серьезные — изношенные тормоза или шины. К сожалению, отмена обязательного техосмотра для большинства легковых автомобилей, которыми владеют граждане, нередко приводит к тому, что водители попросту игнорируют проблемы с техникой, а это может увеличить риск аварий. Я убежден, что введение или сохранение обязательного технического осмотра играет важную роль в обеспечении безопасности на дорогах, помогая выявлять и устранять неисправности до возникновения аварий.

— Вы за 17 лет работы имели дело с разными автомобилями. Скажите, на что нужно обратить внимание водителю перед поездкой, особенно если авто или мотоцикл с большим пробегом?

— Не ждите от меня каких-то откровений, все предельно просто: необходимо регулярно проходить техобслуживание в надежном автосервисе. Убедитесь, что шины, тормоза, жидкости, освещение, подвеска и запасное колесо исправны. Впрочем, к новому автомобилю это тоже относится. Надо вообще взять за правило почаще заглядывать под капот. Я сам всегда так делаю и клиентам советую.

— Знаю, что разработанный вами уникальный телеграм-бот уже набирает популярность среди водителей. Неудивительно, ведь при огромном количестве информации в современной жизни помнить о регулярном техобслуживании бывает непросто. Ваш бот как раз решает эту проблему. Расскажите подробнее, что он умеет и как вам пришла идея его создания.

— Бот позволяет пользователям устанавливать напоминания о необходимости проведения техобслуживания, замене масла, тормозных колодок и других важных процедурах. Я заметил, что многие владельцы автомобилей и мотоциклов забывают или откладывают техническое обслуживание, а это может привести к серьезным проблемам. Кроме того, бот предоставляет информацию о рекомендуемых сроках проведения работ в соответствии с регламентом производителя. Практический результат бота заключается в том, что пользователи могут более ответственно подходить к уходу за своими транспортными средствами, что ведет к увеличению их срока службы и повышению безопасности на дороге. Бот активно используется в сообществе автолюбителей и мотоциклистов, привлекая внимание пользователей своей простотой использования и эффективностью в поддержании машин в хорошем состоянии.

   
   

— Считается, что мотоцикл опаснее автомобиля. Как сделать его более безопасным?

— Опасен не столько вид транспорта — это же фактически просто инструмент, — сколько то, как с ним обращаются. Поэтому для повышения безопасности езды на мотоцикле я рекомендую освежить навыки управления, посещая специализированные курсы обучения. Это поможет повысить уровень не только безопасности, но и уверенности за рулем. Особое внимание следует уделить техническому состоянию мотоцикла, регулярно проверяя его перед каждой поездкой. Небольшие дополнительные затраты времени на предварительную проверку могут уберечь от неприятных ситуаций на дороге. И, конечно, надо правильно выбирать мотоциклетную экипировку. Она нужна не только для мотоспорта, а вообще для любых поездок на мотоцикле. Как минимум это мотошлем, мотокуртка, мотоштаны или мотокомбинезон, мотоботинки, мотоперчатки, а также мотозащита спины, локтей, плеч, коленей, бедер. Исследования, проведенные экспертами в области судебной медицины, доказали, что правильно подобранная мотоэкипировка снижает риск получения травм во время аварий.

— Вас приглашают следить за техническим состоянием мотоциклов на гонках. Насколько это сложно, ведь нужно реагировать очень быстро?

— Да, от технического персонала на гонках требуется быстрая реакция и высокая концентрация. Там каждая секунда имеет значение, и любая проблема с мотоциклом может повлиять на исход состязаний. Для того чтобы обеспечить безопасность и эффективность гонщиков, команды проводят тщательные технические проверки перед стартом и во время проведения гонки. Механики и инженеры осуществляют быстрые и точные проверки основных систем мотоцикла, таких как двигатель, тормоза, подвеска и электрическая система, чтобы удостовериться в их исправности. В случае обнаружения проблемы мы должны быстро принять решение, как лучше всего ее устранить. Это может потребовать быстрой замены компонента или даже мотоцикла, что требует хорошо организованной команды и наличия запасных частей. Таким образом, следить за техническим состоянием мотоциклов на гонках действительно сложно, но профессиональные команды демонстрируют высокий уровень подготовки и организации, чтобы обеспечить безопасность и успех гонщиков.

— Если гонщиков обслуживает целая команда профессионалов, то в повседневной жизни водители приходят в обычный автосервис. Вы были консультантом сервиса «Автодом Санкт-Петербург», одного из крупнейших в стране. На что вы советуете обратить внимание автомобилистам, чтобы выбрать хороший сервис?

— Прежде всего, это качество обслуживания. Важно, чтобы персонал был обучен и дружелюбен, тогда вы будете чувствовать себя комфортно и уверенно в сервисе. Также важны профессиональные навыки механиков, потому что от их квалификации зависит качество технического обслуживания и ремонта. Удобное расположение, удобные часы работы и возможность предварительной записи свидетельствуют о том, что компания клиентоориентирована. Избежать недопониманий и неудобств позволят четкое определение стоимости услуг и возможность получения предварительной калькуляции. Одним из ключевых аспектов является использование современного оборудования и технологий, качественных запчастей, по возможности оригинальных, что гарантирует долговечность и безопасность автомобиля. И не поленитесь почитать реальные отзывы потребителей.

— Сразу же после получения водительского удостоверения новички сталкиваются с трудностями, такими как страх совершить ошибку, неуверенность, что связано с недостатком практики. Вы создали уникальный курс для начинающих автомобилистов, не имеющий аналогов на популярных платформах онлайн-обучения. В чем секрет его успеха и почему люди выбирают его?

— Поскольку я специализируюсь на техническом обслуживании, кроме основ управления автомобилем и правил дорожного движения, я уделил внимание и техобслуживанию автомобиля, и безопасности на дороге. Основной упор сделал на практические навыки — уход за автомобилем, безопасное вождение и взаимодействие с другими участниками дорожного движения. Кроме того, рассматриваются психологические аспекты вождения, помогающие студентам развить уверенность и спокойствие за рулем. Цель курса — обеспечить студентов всей необходимой информацией и навыками для того, чтобы они могли стать безопасными, уверенными и ответственными водителями. Все это я считаю частью необходимого у нас в стране формирования автомобильной культуры.

— Почему вы уделяете этому много внимания? С автомобильной культурой в России дела совсем плохи?

— Я бы сказал, что она находится как раз в стадии формирования. Автомобили стали доступнее, они есть почти в каждой семье. Но далеко не все понимают, что владение ими — это не просто поездки, а большая ответственность, которая включает и адекватное поведение на дороге, и контроль за состоянием транспорта. Вот поэтому у нас столько аварий, которые можно было бы легко избежать, если бы автомобильная культура была более развита.

— Эту культуру вы стараетесь прививать на своих курсах, а теперь хотите открыть полноценную школу. Планируете вводить предмет «Автомобильная культура»?

— Отдельная дисциплина не нужна, но я убежден, что учитывать данный аспект во время обучения и прививать эту культуру необходимо. Это должно стать частью всех классических занятий. Кандидаты в водители должно четко понимать два момента: машина — это большая ответственность, и что нужно делать, чтобы быть ответственным водителем. Это не так сложно, а результатом может стать снижение аварийности и даже сохранение жизней. Поэтому в школе планирую обучать студентов в том числе контраварийному и экстремальному вождению, включая техники управления в экстремальных ситуациях и избегания столкновений. К сожалению, в большинстве школ этому не учат.