Автобусы провалили краш-тесты НАМИ. На каких местах лучше не сидеть?

Аварии с участием автобусов всегда устрашают. Разорванный кузов и выбитые стекла ранят людей находящихся внутри. Простой выезд в кювет и опрокидывание могут привести к печальным последствиям. Об этом свидетельствуют краш-тесты, проведенные в лаборатории НАМИ при участии Росстандарта. Серия испытаний транспортных средств выявила серьезные недостатки конструкции автобусов. По итогам предложено изменить нормативы оценки безопасности подобных машин. В чем же причина провальных результатов и почему многие автобусы представляют опасность для пассажиров?

   
   

Опасные автобусы

Росстандарт проверил 16 моделей автобусов и грузовиков, и по итогм испытаний без серьезных нарушений оказались только грузовик Volvo отечественной сборки и белорусский автобус МАЗ. Остальные модели разных производителей имели вселяющие тревогу недоработки.

Краш-тесты для автобусов проходят со значительными отличиями, нежели чем испытания легковых автомобилей. Методика испытаний техники для эксплуатации в России предполагает их проверки при опрокидывании. Автобус наклоняют и роняют на бок. По характеру повреждений оценивается характер возможных травм для людей внутри.

НАМИ немного усложнил испытания. Специалисты опрокидывали автобусы с высоты 1 м на мощеную дорогу, имитируя падение с насыпи. По распространенным видеозаписям краш-тестов видно, что транспортные средства в буквальном смысле распадаются на части и разрушаются под собственным весом. Ни о какой жесткости конструкции кузова и безопасности для пассажиров речи не идет. Крыша от удара сильно деформируется, стойки сминаются и не могут выдерживать вес автобуса, из-за чего пассажиры оказываются зажаты. Стекла при ударе вылетают наружу. Тем самым при перевороте через крышу кабина полностью теряет целостность.

Как рассказал в интервью «РГ» заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов, по правилам ООН эти результаты настораживают. Внутри салона повреждения колоссальные, видно, как отрываются сиденья, блокируются аварийные выходы, вываливаются и летят по салону огнетушители. И это только при падении машины на бок из состоянии покоя. Можно представить, что будет происходить с транспортным средством при скоростном переворачивании.

Как рассказал «РГ» Алексей Кулешов, производители техники хитрят и стараются немного изменить конструкцию транспортного средства. После прохождения сертификации выясняется, что производители заменяют комплектующие на менее надежные. В итоге приходилось отзывать целые партии автобусов, потому как они не соответствовали стандартам безопасности. Самая крупная партия отозванных машин насчитывала свыше четырех тысяч автобусов.

По итогам исследований Росстандарт инициировал в Комитете по внутреннему транспорту ЕЭК ООН обсуждение проблем безопасности и выдвинул тезис о необходимости изменения правил испытаний автобусов. Другие страны поддержали эту инициативу, и началась разработка новой редакция правил. Вскоре должен появиться стандарт автобусной техники с повышенными требованиями безопасности, однако повлиять на безопасность автобусов он сможет только через несколько лет.

   
   

Опасные места

Самыми опасными местами в автобусах являются ряды рядом с окнами. Любое опрокидывание на скорости тут же приводит в вылетанию стекол и травмированию пассажиров. Люди могут выпасть из проемов окон, что грозит тяжелыми увечьями и гибелью.

Опасными являются первые три ряда впереди, так как при лобовом столкновении пассажиры могут вылететь со своих мест и оказаться в зоне деформации кузова.

Опасны также и три ряда сзади, которые страдают при потере управляемости и неконтролируемом выезде с дороги.

Самыми безопасными считаются сиденья у прохода в центральной части транспортного средства. Амплитуда колебаний кузова там заметно ниже, чем спереди и сзади, отчего при ударе в этих зонах меньше всего разрушений. Кроме того, в этой зоне сконцентрирован центр тяжести транспортного средства, который влияет на процессы деформации кузова при аварии.

Большой вес автобуса помогает избежать серьезных последствий при столкновениях с легковыми машинами, однако даже небольшое ДТП с грузовиками или техникой аналогичной по массе всегда оборачивается опасными последствиями. Чтобы миниизировать вред, необходимо обязательно пристегиваться. Ремни безопасности помогают пассажирам удержаться в креслах и частично обезопасить себя. Ведь даже падение с кресла при опрокидывании машины с высоты полутора метров опасно для человека.