В последнее время растет количество повторных аварий на скоростных дорогах, связанных с наездом на дожидающиеся ГИБДД автомобили. По существующим правилам, если машины во время движения легко коснулись друг друга бамперами, то они обязаны остановиться на проезжей части и, проведя фотофиксацию происшествия, дожидаться сотрудников ГИБДД. Эти действия связаны с колоссальными рисками как для других участников движения, так и для водителей, проводящих это фотографирование. При выходе из машины они рискуют быть сбитыми и погибнуть.
Повторные аварии более опасны
В соответствии с информацией департамента транспорта Москвы, до 40% столкновений со стоящими машинами связаны с наездом на автомобили, дожидающиеся ГИБДД. В Москве чаще всего такие аварии происходят на МКАДе. По данным «Коммерсант», 10% погибших на дорогах Москвы стали жертвами именно повторных аварий. С начала 2020 года количество подобных происшествий выросло на 24%. Аналогичные ситуации возникают и на скоростных подмосковных магистралях с насыщенным трафиком.
Комиссия по безопасности дорожного движения правительства РФ проанализировала тревожную ситуацию и поручила МВД проверить долю погибших в подобных инцидентах. По результатам исследований будет приниматься решение о корректировке Правил дорожного движения, а также других законов, регламентирующих оформление ДТП. Это закон об ОСАГО и Кодекс об административных правонарушениях.
Не останавливайтесь на МКАДе
Столичные власти и ГИБДД призывают сейчас при мелких авариях не останавливаться на полосах движения на МКАДе, а для оформления сразу съезжать на обочины или специализированные площадки для отдыха. Хотя водители так поступают далеко не всегда. На данный момент проблема заключается в том, что водители боятся покидать место ДТП под угрозой лишения прав. И хотя съезд на обочину нельзя считать таким нарушением, возможные разногласия с другим участником ДТП не позволяют сразу освобождать дорогу.
При возникновении споров о виновнике происшествия закон обязывает вызывать сотрудников ГИБДД, которым трудно разобраться в ситуации, если машины уже стоят в другом месте дороги. В итоге на данный момент лишь 50% всех мелких аварий оформляется без участия ГИБДД. Но и эти случаи не всегда повышают безопасность движения. Для оформления так называемого европротокола и ОСАГО требуется сначала остановиться, выйти из машины и сфотографировать поврежденные автомобили с привязкой к местности, создавая на дороге опасные ситуации.
Процедура оформления
Как рассказал член Ассоциации юристов России (АЮР), заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов (ОСА), адвокат Алексей Румянцев, если в результате ДТП создается препятствие для движения других транспортных средств, то в соответствии с пунктом 2.6.1 ПДД РФ водитель, причастный к ДТП, обязан освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение машин по отношению друг к другу и к объектам дорожной инфраструктуры. Он должен также отметить следы и предметы, относящиеся к происшествию, и обозначить повреждения транспортных средств.
Как заявляли в Российском союзе автостраховщиков (РСА), по действующему законодательству для получения возмещения по ОСАГО необходимо действовать строго по правилам дорожного движения. Если процедура будет нарушена, то есть риск, что страховая компания присудит виновнику ДТП так называемый регресс, то есть затребует с него возместить ущерб от аварии.
На данный момент ПДД обязывают водителя после аварии «немедленно остановиться и, не трогая машину с места, выставить знак аварийной остановки».