Форум проходит в столице в шестой раз, собирая представителей органов государственной власти, общественности и экспертов для обсуждения актуальных вопросов развития и функционирования транспортной системы России и безопасности дорожного движения.
В феврале будущего года запланировано заседание президиума Госсовета РФ, посвящённое безопасности дорожного движения. В преддверии этого события участники конгресса обсудили состояние дел в сфере организации дорожного движения и наметили наиболее важные проблемы, требующие решения. В программе конгресса было проведено две дискуссии: «Транспортники и градостроители: конфликт или взаимодействие?» и «Личные автомобили и общественный транспорт: конфликт или необходимость?».
В конгрессе приняли участие представители более 40 субъектов РФ и 50 городов, в том числе собственники дорог, представители надзорных органов, руководства ГИБДД, эксперты и активисты гражданского общества. Что нужно сделать, чтобы дороги были безопасными, чтобы на них было меньше аварий и трагедий — именно об этом так или иначе говорили все участники.
«Безопасность и организация дорожного движения — это системный элемент общей политики, — сказал Игорь Левитин, помощник Президента РФ. — Но этот элемент опирается на связь транспортной инфраструктуры муниципальных, региональных и федеральных органов, которая должна носить системный характер. Активное развитие новых территорий, их застройка и появление инфраструктуры напрямую влияет на вопросы безопасности дорожного движения. Многих проблем можно было бы избежать, если заранее продумывать вопросы транспортной доступности объектов ещё на стадии строительства, и этот аспект должен являться частью градостроительной политики. Но решение подобных задач невозможно без плотного взаимодействия с субъектами РФ, руководителями регионов, а также с общественными объединениями».
«Мы наблюдаем сегодня значительный рост автомобилизации на фоне отставания развития дорожной сети, — говорит Максим Соколов, министр транспорта РФ. — Уровень автомобилизации уже перешагнул порог в 300 машин на 1000 жителей в некоторых городах, хотя улично-дорожная сеть создавалась когда-то в расчёте 150 машин на 1000 человек. В последние годы средняя скорость движения снизилась на 40%, а в часы пик снижается до пешеходной. Но с ростом количества автомобилей растёт и аварийность на дорогах. На ком лежит основная ответственность за безопасность движения? Разумеется, приоритет ответственности — у государства. Несмотря на то, что 90% ДТП совершается по вине водителей, всё-таки это недостатки нашей совместной работы: в системе обучения граждан безопасному поведению на дорогах, в обеспечении безопасности перевозок пассажиров и грузов, в обустройстве дорог и контроля над движением. Так что дел впереди ещё много. Сегодня, например, особое внимание уделяется перевозкам пассажиров и грузов. Автопарк России состоит из 55 млн автотранспортных средств. Из них около 12% — грузовые автомобили и автобусы. Почти 60% пассажирских перевозок в России осуществляется автомобильным транспортом и одновременно является источником гибели и травматизма людей. Хотя менее 10% ДТП происходит по вине водителей-перевозчиков, резонанс таких происшествий очень высок. Поэтому грузо-пассажирские перевозки находятся на особом контроле».
Работа по обеспечению безопасности дорожного движения ведётся в России очень активно в течение последних лет. И хотя до показателей развитых стран нам ещё далековато (по словам Михаила Блинкина, директора Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, отставание примерно в 10 раз), успехи достигнуты значительные: несколько лет назад ситуация на дорогах России была гораздо хуже. Самых значительных успехов достигла Москва.
«Сегодня Москва является одним из самых безопасных мегаполисов мира с точки зрения дорожного движения, — говорит Максим Ликсутов, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. — Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения правительство Москвы проводит совместно с органами ГИБДД и Министерством транспорта РФ. Без взаимных действий результативность была бы ниже. Статистика говорит, что двигаемся в правильном направлении, за последние 5 лет мы добились значительных успехов. Транспортная система Москвы — крупнейшая в России и достаточно сложная: это 3,5 млн личных автомобилей, 1,5 тыс. троллейбусов, 10 тыс. автобусов, 7,3 млн пассажиров, 55 тыс. такси, 15 млн пешеходов, 850 трамваев, 2,3 тыс. светофоров. Около 300 тыс. велосипедистов ежедневно появляется на московских улицах в тёплое время года. Около 20 млн поездок на разных видах транспорта совершается каждый день. За 10 месяцев 2015 года у нас произошло на 100 тыс. ДТП меньше, чем за 20 месяцев прошлого года. Это значит, что НЕ случилось более 1700 ДТП! За 5 лет число раненых на московских дорогах сократилось на 14%, погибших — на 11%».
Для обеспечения безопасности дорожного движения в Москве проведён целый комплекс мероприятий. Например, установлено более 1000 комплексов видеофиксации, и результат не заставил себя ждать: в местах их установки количество нарушений снизилось на треть. Создано более 200 км выделенных полос для общественного транспорта. Строго регулируется движение грузовиков на МКАД: их количество в дневные часы снижено наполовину, и скорость движения на дороге выросла на 10%. Введение платных парковок принесло свои плоды: на 64% сократились нарушения правил остановки и стоянки автомобилей, на 30% снизилось количество ДТП внутри Садового кольца, упорядочено движение в центре города. Скорость в зонах платной парковки выросла на 15%. За три года с начала введения платных парковок было собрано около 5 млрд рублей, все эти деньги были израсходованы на благоустройство тех районов, где и были собраны.
Российские дороги — это не только тема для анекдотов, но и повод для серьёзного разговора и более серьёзной и масштабной работы. Много ещё предстоит сделать для того, чтобы наши дороги стали комфортными и безопасными. Но работа эта ведётся постоянно, и её результаты видны даже самым закоренелым скептикам. Мы надеемся, что в обозримом будущем количество как ДТП на дорогах, так и анекдотов на тему дорог сократится до минимума.
Смотрите также:
- «Союз пешеходов» предложил ужесточить скоростной режим транспорта до 50 км/ч →
- Собянин: смертность на дорогах Москвы снижена вдвое за 10 лет →
- Форум «дезорганизаторов» дорожного движения →