Несмотря на то, что с момента землетрясения в Японии аварии на атомной станции «Фокусима» прошло больше двух лет, последствия этих событий до сих пор сказываются. Одно из проявлений — предметы с повышенным фоном радиации, в том числе — автомобили и их компоненты.
Читайте также | |
---|---|
Россия, особенно регионы Дальнего Востока и Сибири, является одним из основных потребителей подержанных авто из Японии. Это связано в первую очередь с доступностью подобных машин, их надёжностью и удобством обслуживания. Часть автомобилей попадает в страну после их покупки на аукционах уже конкретными владельцами, часть ввозится компаниями для последующей продажи. Но и те, и другие проходят таможенную проверку, которая в том числе включает и различные экспертизы. Японским автомобилям и компонентам уделяется особое внимание с точки зрения проверки на радиацию.
Фонит или не фонит
Так Федеральная Таможенная Служба (ФТС) 1 августа сообщила о том, что Владивостокская таможня совместно с управлением Роспотребнадзора в июле 2013 года выявила 13 объектов с повышенным радиационным фоном, среди которых, в основном, подержанная техника и запчасти к ней. По данным ФТС, число загрязненных объектов постепенно уменьшается: в 2011 году в квартал в среднем выявлялось 90 объектов, в 2012 – 75, в 2013 – в первом квартале найдено 59, во втором – 43. После дополнительных проверок принимается решение по каждому такому объекту. Причём оно не всегда бывает отрицательным, то есть некоторые машины разрешается ввезти на территорию страны. С момента аварии на атомной электростанции «Фукусима-1» принято решение о запрете ввоза на территорию России 591 объекта, а всего было выявлено 697 объектов с повышенным радиоактивным фоном.
Читайте также | |
---|---|
СМИ: Жалобы на «фонящие» японские авто поступают только из России |
Со своей стороны Японская Ассоциация автопроизводителей (JAMA) начала собственную проверку уровня радиации автомобилей, произведенных в стране. То есть, каждый автомобиль, предназначенный для экспорта, тщательно исследуется на наличие опасных радионуклидов. По данным японского Министерства финансов, в 2012 году Япония экспортировала 131 999 подержанных автомобилей в Россию, и 300 единиц «фонящих» объектов составляют очень маленькую их часть.
«Россия является крупнейшим рынком подержанных автомобилей из Японии, и это единственная страна, которая продолжает жаловаться на радиоактивное заражение и отправляет машины обратно. Учитывая различные торговые барьеры, которые Россия наложила на Японию, как высокие тарифы на импорт, они просто не хотят иметь импортированных японских автомобилей», – рассказал изданию The Wall Street Journal Japan Ютака Шиота (Yutaka Shiota), управляющий директор ассоциации экспортеров подержанных автомобилей Японии.
Проверять или не проверять
Япония установила допустимую норму радиации на отметке 0,3 МкЗв/ч (микрозиверт в час). Но для экспортируемых в Россию автомобилей этот показатель составляет 0,2 МкЗв/ч, потому что Токио хочет избежать дополнительных расходов в случае возврата. Одна из самых больших «партий» из Toyota Corolla Fielder, Toyota Probox и Honda HR-V была ввезена теплоходом «Трэвинд Глори» из Японии 23 июля 2013 года. По информации ФТС, уровень ионизирующего излучения на объектах составляет 0,15, 0,19 и 0,17 МкЗв/ч соответственно и превышает уровень естественного фона примерно вдвое (0,08 МкЗв/ч).
У человека естественный усредненный радиационный фон обычно лежит в пределах 0,10-0,16 МкЗв/ч. Норма – значение не превышающее 0,20 МкЗв/ч. Безопасным уровнем считается порог в 0,30 МкЗв/ч. То есть все ввезённые автомобили в принципе соответствуют допустимой норме и могут эксплуатироваться.
Для тех же, кто хочет быть уверенным в собственной безопасности, появились компании, которые за сравнительно небольшие деньги проверяют автомобиль на наличие радиационного фона. Услуга стоит около 1500 рублей и распространена в крупных городах Дальнего Востока, Сибири и Урала.
Читайте также | |
---|---|
Трагедия в Японии. Как уберечься от облучения? |
Для самостоятельной проверки нужно или искать дозиметр у знакомых, или арендовать (около 1000 рублей в сутки), или приобрести самостоятельно. На рынке существует масса предложений подобных приборов, которые отличаются точностью измерений, количеством воспринимаемых излучений, и прочими характеристиками. Стоимость самого простого бытового дозиметра начинается от 4000 рублей, а профессиональные стоят около 20000 и выше.
А если «фонит»?
Если автомобиль ещё не куплен и дозиметр показывает на нём пусть и небольшой, но радиоактивный фон, то от него лучше отказаться. Сложнее поступить, если автомобиль был заранее выбран и оплачен. Теоретически от него можно отказаться, потеряв некоторую сумму денег, которая обычно прописывается в договоре на поставку. Но при низких показателях радиации можно оставить машину себе. Ведь существуют целые города, в которых природой заложен повышенный радиационных фон – поселения в высокогорных районах, или в зонах с полезными ископаемыми с примесями урана или тория.
Срок существования опасного радиационного фона определён двумя годами. По истечении этого срока воздействие должно снижаться. Но на некоторых объектах след радиации держится дольше. Автомобиль состоит из разных деталей, которые могут нести различный фон. Кузов наименее подвержен воздействию и легче отмывается (существуют специальные растворы, снижающие уровень радиации). Большее излучение «впитывают» различные детали из пластика и резины. И если у автомобиля есть хоть небольшое отклонение от нормы, на нём нужно поменять салонный и воздушный фильтры.