Наталья Агре: 18 больше 97? Арифметика ДТП

Наталья Агре, президент общественной организации «Движение без опасности»    
   

Сразу после трагедии появились предложения первоочередных действий, чтобы такая трагедия больше не повторилась. Врио мэра Москвы Сергей Собянин предложил высылать из России трудовых мигрантов, нарушающих Правила дорожного движения. В Госдуме предложили вернуть лицензирование для грузоперевозчиков, которое было отменено в 2005 году. А на перекрёстке, где произошло ДТП, молниеносно установили светофор — спустя три дня после аварии.

У нас вообще любят принимать сиюминутные решения. Ничего не делать годами, а потом одновременно ставить светофор, высылать мигрантов и править законы.

Да, в аварии под Подольском погибло 18 человек — большая цифра, ужасная трагедия. А если открыть сайт Госавтоинспекции МВД России и посмотреть статистику, скажем, за 15 июля, мы увидим, что только за один день в российских авариях погибло 97 человек. Вдумайтесь — почти сотня за сутки! С таким количеством жертв каждый день в нашей стране можно объявлять днём траура.

ДТП под Подольском выявило сразу ряд системных проблем: инфраструктурную, законодательную и проблему культуры поведения на дорогах вообще. Налицо — несоответствие системы подготовки водителей современным реалиям, проблема сокращения постов ГИБДД (водители ощущают отсутствие контроля и ведут себя безответственно на дорогах) и в целом несистемный подход к безопасности дорожного движения. Кроме того, уже в течение полугода на рассмотрении находится Федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения на 2013–2020 гг. Таким образом, до сих пор не подписан действенный инструмент по предотвращению дорожно-транспортного травматизма.

Работа в области безопасности дорожного движения должна проводиться постоянно и системно. Законы принимаются не сиюминутно, а после детальной проработки, с учётом всех рисков и последствий. И нельзя предотвратить страшные аварии с помощью светофора. А если можно — то почему светофор появился только сейчас?

   
   

Буквально позавчера в Красноярском крае пьяный водитель Toyota Corolla сбил пешеходов на скорости 180 км/ч. Он стал причиной смерти двух матерей и двух детей. Из-за него погиб и пассажир, ехавший в машине лихача.

Что общего между этими двумя трагедиями, спросите вы. Всё просто: оба водителя невероятное количество раз нарушали Правила дорожного движения и отделывались штрафами. Водитель КамАЗа за год семь раз попадался на самых опасных нарушениях: выезд на встречку, пересечение двойной сплошной, езда по односторонней дороге во встречном направлении и так далее. Водитель «Тойоты» тоже всего за год 12 раз привлекался за грубое превышение скорости и игнорирование сигналов светофора.

Неужели такого огромного количества нарушений было недостаточно для того, чтобы надолго, если не навсегда, отобрать права у этих горе-водителей и спасти тем самым невинные жизни?

В большинстве цивилизованных стран полицейский, который останавливает нарушителя Правил, сразу ищет его в компьютерной базе. Чтобы понять: регулярно ли этот водитель рискует своей жизнью и жизнями окружающих, или этот случай — единичный. И если выяснится, что регулярно, то нарушителя лишат прав или оштрафуют на серьёзную сумму.

С нашими Правилами дорожного движения всё в порядке: прав можно лишиться и за превышение скорости, и за пьяную езду, и за выезд на «встречку» и так далее. Проблема — в неотвратимости наказания.

В этом году уже произошло несколько ДТП, которые, как говорят в Думе и СМИ, стали «катализаторами» для принятия определённых поправок. Однако ежедневно в нашей стране происходит более полутысячи ДТП, которые уносят жизни сотен людей. Что мы можем с этим сделать уже сегодня? В первую очередь, каждый из нас должен осознать, что от него лично зависит эта статистика на сайте ГИБДД. Каждый из нас, выходя на улицу, садясь в общественный транспорт или в свой автомобиль, должен помнить об этом: быть аккуратным на дороге, заботиться о своих близких и не нарушать Правила дорожного движения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции