Сразу после трагедии появились предложения первоочередных действий, чтобы такая трагедия больше не повторилась. Врио мэра Москвы Сергей Собянин предложил высылать из России трудовых мигрантов, нарушающих Правила дорожного движения. В Госдуме предложили вернуть лицензирование для грузоперевозчиков, которое было отменено в 2005 году. А на перекрёстке, где произошло ДТП, молниеносно установили светофор — спустя три дня после аварии.
У нас вообще любят принимать сиюминутные решения. Ничего не делать годами, а потом одновременно ставить светофор, высылать мигрантов и править законы.
Да, в аварии под Подольском погибло 18 человек — большая цифра, ужасная трагедия. А если открыть сайт Госавтоинспекции МВД России и посмотреть статистику, скажем, за 15 июля, мы увидим, что только за один день в российских авариях погибло 97 человек. Вдумайтесь — почти сотня за сутки! С таким количеством жертв каждый день в нашей стране можно объявлять днём траура.
ДТП под Подольском выявило сразу ряд системных проблем: инфраструктурную, законодательную и проблему культуры поведения на дорогах вообще. Налицо — несоответствие системы подготовки водителей современным реалиям, проблема сокращения постов ГИБДД (водители ощущают отсутствие контроля и ведут себя безответственно на дорогах) и в целом несистемный подход к безопасности дорожного движения. Кроме того, уже в течение полугода на рассмотрении находится Федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения на 2013–2020 гг. Таким образом, до сих пор не подписан действенный инструмент по предотвращению дорожно-транспортного травматизма.
Работа в области безопасности дорожного движения должна проводиться постоянно и системно. Законы принимаются не сиюминутно, а после детальной проработки, с учётом всех рисков и последствий. И нельзя предотвратить страшные аварии с помощью светофора. А если можно — то почему светофор появился только сейчас?
Буквально позавчера в Красноярском крае пьяный водитель Toyota Corolla сбил пешеходов на скорости 180 км/ч. Он стал причиной смерти двух матерей и двух детей. Из-за него погиб и пассажир, ехавший в машине лихача.
Что общего между этими двумя трагедиями, спросите вы. Всё просто: оба водителя невероятное количество раз нарушали Правила дорожного движения и отделывались штрафами. Водитель КамАЗа за год семь раз попадался на самых опасных нарушениях: выезд на встречку, пересечение двойной сплошной, езда по односторонней дороге во встречном направлении и так далее. Водитель «Тойоты» тоже всего за год 12 раз привлекался за грубое превышение скорости и игнорирование сигналов светофора.
Неужели такого огромного количества нарушений было недостаточно для того, чтобы надолго, если не навсегда, отобрать права у этих горе-водителей и спасти тем самым невинные жизни?
В большинстве цивилизованных стран полицейский, который останавливает нарушителя Правил, сразу ищет его в компьютерной базе. Чтобы понять: регулярно ли этот водитель рискует своей жизнью и жизнями окружающих, или этот случай — единичный. И если выяснится, что регулярно, то нарушителя лишат прав или оштрафуют на серьёзную сумму.
С нашими Правилами дорожного движения всё в порядке: прав можно лишиться и за превышение скорости, и за пьяную езду, и за выезд на «встречку» и так далее. Проблема — в неотвратимости наказания.
В этом году уже произошло несколько ДТП, которые, как говорят в Думе и СМИ, стали «катализаторами» для принятия определённых поправок. Однако ежедневно в нашей стране происходит более полутысячи ДТП, которые уносят жизни сотен людей. Что мы можем с этим сделать уже сегодня? В первую очередь, каждый из нас должен осознать, что от него лично зависит эта статистика на сайте ГИБДД. Каждый из нас, выходя на улицу, садясь в общественный транспорт или в свой автомобиль, должен помнить об этом: быть аккуратным на дороге, заботиться о своих близких и не нарушать Правила дорожного движения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции