Депутаты «засветят» граждан: ношение катафотов станет обязательным

Депутаты законодательного собрания республики Карелия внесли на рассмотрение Госдумы поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», предписывающие пешеходам в тёмное время суток носить светоотражающие элементы (фликеры) в черте города. В случае игнорирования этого правила нарушителю придётся заплатить штраф. Отдельно предусмотрена ответственность для родителей несовершеннолетних детей, если последние не носят фликеры, а также штраф за отсутствие катафотов на детской коляске или санках. Если законопроект будет принят, он вступит в силу на следующий год.

   
   

Однако эксперты, опрошенные АиФ.ru, считают, что законодательная инициатива бесперспективна — скорее всего, Дума её отклонит. Однако парламентарии при содействии общественных организаций активно прорабатывают вопрос обязательного ношения катафотов на одежде. Так что необходимость «светиться» в городе — лишь вопрос времени.

«Граждан, безусловно, надо приучать к фликерам, тем более что это в их интересах, — убеждён первый зампред думского комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков. — Но конкретно этот законопроект принят не будет, так как он преждевременный. Это как с детскими креслами: обязали ими пользоваться в 2006 году, а что за кресла, где их взять? Нет национального стандарта, нет российской продукции. Поэтому сначала необходимо такой стандарт разработать».

По словам депутата, этим вопросом занимаются участники проекта «Безопасные дороги» (партийный проект «Единой России», прим. ред.) при поддержке Российского союза автостраховщиков (РСА). Отметим, что участие страховых компаний в программах дорожной безопасности — распространённая мировая практика. В перспективе это приводит к снижению количества ДТП, а значит, и уменьшению страховых выплат.

«После того, как национальный стандарт будет создан, нужно наладить производство световозвращающих элементов надлежащего качества. То, что мы видим сегодня в продаже, — китайские поделки с легко смывающейся, зачастую ядовитой краской. Затем нужно обязать промышленность выпускать различные товары с этими элементами. И только тогда можно говорить о введении административной ответственности для граждан, которые отказываются носить катафоты», — подчеркнул парламентарий.

Аналогичного мнения придерживается председатель межрегионального общественного движения «Союз Пешеходов» Владимир Соколов: «В принципе, мы поддерживаем эту инициативу. Но считаем, что её время ещё не пришло. То, что сегодня продаётся под видом фликеров, пешеходам точно не поможет. Эти бирки видно максимум за 20–30 метров, а нужно, чтобы они “светились” до 200–300 метров. В противном случае автомобилист просто не успеет затормозить. Подчеркну, это важная проблема: хотя люди чаще попадают под колеса днём, чем ночью, в тёмное время суток происходит большинство наездов со смертельным исходом».

Напомним, что с 1 июня этого года пешеходы будут обязаны размещать на себе фликеры, если находятся ночью вблизи загородной трассы; ношение катафотов в городе пока носит рекомендательный характер. Ведущий эксперт центра «Движения без опасности» Вадим Мельников считает, что прежде чем делать это «обязаловкой», необходимо собрать статистику: «Стоит сперва посмотреть, как покажет себя нововведение в ПДД, которое вступит в силу этим летом. Если опыт окажется удачным, его нужно развивать, если нет — как-то подкорректировать».

   
   

А вот глава общества «Синих Ведёрок» Пётр Шкуматов убеждён, что «катафотная повинность» никак не улучшит ситуацию на дорогах, а некоторых случаях даже усугубит: «Во-первых, это изменение будет прописано в Правилах дорожного движения, которые пешеходы вообще-то знать не обязаны. Поэтому любой штраф за отсутствие фликера можно легко оспорить. Во-вторых, люди забывают дома паспорта, билеты, деньги — глупо думать, что не будут забывать фликеры. Наконец, самое главное: если законопроект будет принят, любой водитель, сбивший пешехода, будет стараться уйти от ответственности на том основании, что пешеход нарушал ПДД и не носил светоотражатель».