Рублёвое шоссе. Как платные дороги разъединяют страну

Автомобилисты жалуются, что при таких ценах дороги ещё и неоперативно чистят. © / Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Москва - дача

Помимо платных участков трассы М-11 Москва - Санкт-Петербург деньги за проезд в России собирают на южном, северном и центральном участ-ках Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга, на дорогах Псковской обл., на участке трассы М-1 «Беларусь» в обход Одинцово и на 7 участ-ках магистрали М-4 «Дон». Максимальная плата за проезд днём составляет от 1 руб. 40 коп. (объезд Воронежа на М-4 «Дон») до 25 руб. за 1 км. С учётом расстояний расценки сильно бьют по кошельку.

   
   

«С 18 января 2016 г. «Автодор» увеличил плату на участке трассы М-4 «Дон» с 21-го по 93-й км. Раньше платным был участок с 48-го по 71-й км. Теперь проезд обходится в 100 руб. днём и 50 руб. ночью, - пишет в редакцию жительница Подмосковья Елена Лысых. - Да, для желающих уйти с платной трассы предлагаются съезды на альтернативную бесплатную. Но никто не подумал о жителях городов и посёлков, расположенных у терминала. Для них проезд к дому подорожал в три раза. С учётом стоимости бензина это 10-12 тыс. руб. в месяц, из которых 4 тыс. - дорога. С 1 июля увеличится и льготная цена на проезд с транспондером».

Впрочем, самый дорогой в стране - участок от МКАД до аэропорта «Шереметьево-2». Там проезд стоит 25 руб. за 1 км (днём с легковушки и мотоцикла). «В направлении Петербурга начали строить дорогу, один участок ввели в строй, так там никто не ездит, вздули цены так, что проехать невозможно», - возмутился президент В. Путин. Генпрокуратура предложила пересмотреть тарифы на М-11

А ведь, открывая платные дороги, чиновники обещали иные цены. Так, министр транспорта Максим Соколов говорил, что объезд Вышнего Волочка на трассе М-11 будет стоить не дороже 1 руб. 20 коп. за 1 км (сейчас - в три раза больше). 

«Платные дороги в России - символ тупости и жадности чиновников и наглости близких к ним коммерсантов», - говорит Валерий Войтко, координатор Ассоциации дальнобойщиков

Париж - Бордо

В Италии проезд по одному из самых протяжённых маршрутов - от Милана до Неаполя - стоит 7 евроцентов за 1 км (5,85 руб./км). Во Франции водитель легковушки заплатит 9 евроцентов за 1 км (7,5 руб./км) на дороге от Парижа до Бордо. А от Парижа до Страсбурга - 5,85 руб./км. В странах с более низким уровнем жизни - например, в Румынии - пропуск на проезд по всем платным дорогам независимо от километража стоит для легковых авто от 250 руб. в неделю до 2340 руб. в год. В среднем цены на проезд в Европе не превышают 12 руб./км.

«Платные дороги в России не приживутся, - считает Павел Горячкин, президент Союза инженеров-сметчиков. - Инвестиции в дорожные проекты у нас не идут - срок их окупаемости 15‑20 лет, а на такой срок властям никто не верит. Платные дороги строят на деньги налогоплательщиков (они же кредиты госбанков), а потом передают в управление коммерсантам. То есть за наши деньги строят, а потом нас и обирают».     
   

«Механические попытки копирования западного опыта приведут к тяжёлым послед­ствиям, - считает Валерий В­ойтко. - Берут пример с Италии и Франции, где расстояния невелики, а у нас маршруты по 1,5-2 тыс. км. Это приведёт к разъединению регионов. Уже сейчас в Новосибирск, Томск и на Алтай предпочитают возить товары из Китая и других сопредельных стран».