Чередующиеся полосы на автомобильных дорогах, обозначающие пешеходные переходы, хорошо знакомы участникам движения. Зебра прекрасно видна издалека даже в темное время суток и интуитивно понятна не только водителям, но и пешеходам. Но мало кто задумывается над смыслом этой символики, хотя зебры имеют богатую историю.
Камни поперек потока
Дело в том, что в Древней Греции, в римских, а также в средневековых городах мощеные дороги имели похожие сооружения, предназначенные для перехода людей через улицы. По мостовой в те времена сооружались водотоки городской ливневой канализации. Во время обильных дождей потоки воды с крыш сливались на мостовую и соединялись на городских дорогах. Мостовая превращалась в ручей, перейти через который можно было только по специальным камням, возвышающимся над мостовой примерно на один фут (30 см). Эти камни имели продолговатую четырехугольную форму. Размещались они друг от друга на расстоянии примерно 70 см, то есть на ширину человеческого шага. Чаще всего чередующиеся камни находились на перекрестках дорог.
Эти камни располагались таким образом, чтобы лошади и колеса телег проходили мимо них, отчего проезжать на большой скорости переходы было трудно и возницы протискивались сквозь камни. Такие переходы делались во многих городах южной Европы и функционировали веками.
Подобные сооружения строились и на мелководных речках.
Полосатый стандарт
Когда же в XX веке скорости автомобилей возросли и возникли ненужные риски столкновений, то появилась необходимость обустраивать для пешеходов специальные места для перехода дорог. Было важно обеспечить безопасность людей и сделать так, чтобы водители могли видеть их издалека и быть готовыми к возможному выходу человека на дорогу.
Сначала в 1934 году британский министр транспорта лорд Хор-Белиша утвердил стандарт для обозначения переходов. На них стали ставиться полосатые столбы с фонарями наверху по типу тех, что встречались в России в дореволюционную эпоху. Их называли фонарями Белиши. Такой же стандарт стал использоваться и в России.
Уже после войны — в 1946 году — английская полиция выступила с предложением добавить к столбам и специализированную дорожную разметку, которая бы выделялась на фоне серого асфальта. Белые полосы пришлись как раз кстати, они повторяли чередующийся рисунок на столбах и напоминали старинные камни на переходах.
Полосы делались шириной в 2 фута, что равняется примерно 0,6 м, а расстояние между ними выставляли в человеческий шаг. По такому новенькому переходу и пересекают улицу Эбби-роуд Джон Леннон, Ринго Старр, Пол Маккартни и Джордж Харрисон. Знаменитая фотография The Beatles была размещена на обложке альбома «Abbey Road» 1969 года.
Годом ранее такая зебра вошла в международные стандарты обустройства дорожной инфраструктуры, в том числе была принята Венской конвенцией 1968 года.
Сейчас в мире используется несколько разновидностей зебр. Есть разноцветные с чередованием белых, желтых и красных полос, а также разметка в виде белых прямоугольников по краям перехода.
Некоторые умельцы в странах Европы пытаются рисовать вместо полос зебры даже объемные камни, отбрасывающие тени, которые издалека похожи на бетонные блоки, уложенные поперек дороги, как в древнеримском городе. Они очень пугают водителей и заставляют снижать скорость вплоть до остановки. Однако у нас такая объемная разметка запрещена.