Платная трасса М-11 «Нева» станет первой беспилотной магистралью России

ГК "Автодор" / РИА Новости

Не позднее 2024 года на платной трассе М-11 «Нева» начнется регулярное движение грузовых беспилотных автомобилей. Как сообщил на Петербургском международном экономическом форуме заместитель министра транспорта РФ Кирилл Богданов, Минтранс оборудует магистраль между Москвой и «северной столицей» цифровой инфраструктурой для безопасного движения автономных грузовиков всех мировых разработчиков и автопроизводителей.

   
   

Под пилотный проект создается консорциум, включающий крупнейших российских автоперевозчиков и разработчиков автономных транспортных технологий. Готовность в него войти уже изъявили КамАЗ, ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), «Национальные Телематические Системы» (НТС), СберАвтоТех, «Деловые линии», Globaltruck,«Первая экспедиционная компания» (ПЭК) и ведущий ретейлер страны X5 RetailGroup. В будущем к ним должны присоединиться мировые автопроизводители и разработчики беспилотных систем. 

«Беспилотники должны перевозить грузы, а не тестироваться только как «технологии ради технологий», - пояснил Кирилл Богданов. - Инфраструктура и технологическая сеть передачи данных должна обеспечивать проезд всех беспилотников, российских и иностранных. Только в этом случае мы сможем проложить логистические коридоры для автономных перевозок между Азией и Европой. Мы будем расширять круг участников проекта и готовить масштабирование протестированных решений на другие трассы, включая М-12 от Москвы до Екатеринбурга. До 2030 года в беспилотные коридоры будет включено 19,5 тыс. км федеральных дорог». 

Беспилотные грузовики не будут заезжать в города. Для этого по всей трассе М-11 протяженностью более 660 км планируется создание специальных хабов и объездных маршрутов. Например, предполагается строительство северного обхода Твери. А для управления движением беспилотников планируют создать государственный центр, который в нештатных ситуациях сможет в онлайн-режиме останавливать или перенаправлять автономные автомобили. 

По расчетам Минтранса, использование беспилотниковна М-11 позволит к 2030 году увеличить здесь коммерческую скорость доставки грузов на 25% (с 60 до 75 км/ч) и более чем на 10% снизить себестоимость перевозок. При этом на 20% сократится аварийность, а доля России в перевозках на маршруте Китай – Европа вырастет в 10 раз.

«Использование беспилотников может на час сократить сроки доставки груза между Петербургом и Москвой за счет отсутствия остановок на отдых водителей», - прогнозирует генеральный директор «Деловых линий» Фарид Мадани.

По словам заместителя директора ПЭК Вадима Филатова, даже за счет частичной автоматизации управления автомобилем, когда оптимальные действия водителю подсказывает телеметрия,можно экономить около 10% топлива.

   
   

В режиме ежедневной работы на трассе будут проверены новейшие транспортные разработки российских компаний. Это, прежде всего, грузовики КамАЗа, который создал линейку беспилотных машин для разных целей. Это новый тип беспилотного электрического транспортного средства ФЛИП, созданного для перевозки людей и лёгких грузов компанией СберАвтоТех. Это малотоннажный автономный грузовик на водородном топливе от концерна НТС.

«В наших проектах переосмыслена традиционная система управления дорожным движением, — считает генеральный директор НТС Алексей Нащекин. —  Мы создаем экосистему транспорта будущего, инвестируем в проекты инфраструктуры нового поколения, в производство электрических беспилотников, в новую микроэлектронику, в разработку водородных электрохимических генераторов не потому, что это модный тренд. Именно комплексное решение позволит сделать технологический рывок на транспорте и обеспечить драматическое снижение затрат, повышение безопасности и экологичности». 

В результате Россия войдет в число лидеров беспилотного транспорта. По оценке директора ассоциации ЦТЛ Антона Замкова, реализация проекта на трассе «Москва – Санкт-Петербург» создает возможность для первой в мире масштабной эксплуатации беспилотных грузовиков на всём протяжении целой магистрали, а не на отдельных участках в режиме тестирования.