От -34 до +64 градусов. Почему новый асфальт выдерживает любые нагрузки

Илья Наймушин / РИА Новости

Во время дорожных работ по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в регионах активно применяются наилучшие технологии и передовые практики. Еще на старте нацпроекта был создан соответствующий Реестр технологий и материалов. По данным ФАУ «РОСДОРНИИ», на сегодня в нем содержится 796 материалов, 257 конструктивных решений и 365 технологий.

   
   

Как это работает, можно увидеть на конкретных примерах в регионах России. 

Инновационный асфальт

Так, в Свердловской области в этом году впервые в регионе укладывают инновационный асфальт, которому не страшны уральские перепады температур и нагрузка в несколько десятков тысяч автомобилей в сутки. 

Как пояснили специалисты, уникальность асфальтобетонной смеси в особой технологии разработки рецепта и применении специальной марки битума. Состав и пропорции компонентов подбираются под климатические условия и конкретную автомобильную нагрузку. Для испытаний выбрали участок Арамильского тракта. Здесь высокая интенсивность движения — до 30 тыс. автомобилей в сутки, и жесткие условия эксплуатации. На традиционном асфальтобетоне достаточно быстро образовывалась колея.

«Весь участок ремонта составляет 11,8 км, из них 3 км мы ремонтируем по инновационной технологии. Укладываем асфальтобетон, созданный с помощью технологии объемного проектирования. Мы будем наблюдать, как инновационный асфальт ведет себя на протяжении гарантийного и межремонтного сроков, как противостоит различным деформациям, справляется с динамическими нагрузками, колееобразованием, воздействием внешних факторов. Будем сравнивать с традиционным асфальтом и по результатам примем решение о применении этой технологии на другие дороги с интенсивным движением», — рассказал первый заместитель начальника управления автомобильных дорог Свердловской области Владимир Оглоблин.

«Последние десять лет мы внедряем новые методы, которые позволяют улучшать качество асфальта. Этот пилотный проект позволит вывести качество дорог на новый уровень. Отличие нового метода в том, что каменные материалы должны плотно прилегать друг к другу. Берется одна фракция щебня, рассчитывается объем пустот между камнями, они заполняются более мелкой фракцией, и так берутся фракции все мельче и мельче, пока не заполнится весь каркас смеси. Благодаря такой методике каркас получается более жестким. Смеси не растекаются, не плывут, они стоят на одном месте, работают четко», — пояснил директор НИИ ЛАДОР группы компаний ГУДСР Александр Дедюхин.

Оставшиеся пустоты в смеси заполняются особым битумом, который подбирается индивидуально для каждой климатической зоны. Для пилотного участка подобран битум, который не теряет своих свойств от -34 до +64 градусов Цельсия. Он не дает температурных трещин и не растекается. Как отметили дорожники, данная технология полностью импортонезависима и подразумевает применение только отечественных материалов.

   
   

Меньше колея, реже ремонт

А в столице Урала, Екатеринбурге, из 15 объектов нацпроекта «Безопасные качественные дороги», которые делаются в текущем году, на 14 применяется устройство верхнего слоя покрытия из щебеночно-мастичных смесей с полимерно-битумным вяжущим, которое выполняется с помощью перегружателей асфальтобетона для исключения температурной и фракционной сегрегации. Новые технологии применяются и при ремонте тротуаров, общая площадь работ на которых в этом сезоне составляет 50 тыс. кв. м. Кроме того, на всех объектах при ремонте слоев покрытия используются полимерно-битумные стыковочные ленты, а также выполняются работы по замене люков «обычного» типа на «плавающие».

Всего в 2022 году в рамках нацпроекта в Свердловской области 50% объектов ремонтируются и капитально ремонтируются с применением новых и наилучших технологий. 

В Тульской области по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» используется новый ГОСТ для объемного и объемно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей по методологиям Маршалла и Суперпэйв. Сейчас он применяется при устройстве верхнего слоя покрытия на трех региональных объектах. На участке Егорьевск — Коломна — Кашира — Ненашево работы по укладке верхнего слоя завершены. На трассе Тула — Белев верхний слой уложен наполовину, а на автодороге Болохово — Шварцевский этот этап только начался. Для проведения работ инженеры-лаборанты, дорожные мастера и начальники асфальтобетонных заводов прошли обучение. 

«Тульская область стала одним из регионов, где еще в 2019 году начали активно внедрять новые технологии при ремонте дорог в рамках национального проекта. Они хорошо показывают себя как при проведении работ, так и при дальнейшей эксплуатации, а потому мы будем продолжать эту практику. Использование наилучших технологий позволяет нам уменьшить образование колей, повысить водостойкость и устойчивость покрытия. А значит — увеличить межремонтные сроки и сэкономить средства», — подчеркнул заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Игорь Сиунов.

Всего по новой технологии в регионе будет уложено почти 50 км дорог. Работы уже завершены на 50%. 

Меньше ущерба от большегрузов

В Рязанской области в этом году с помощью технологии объемного проектирования по методу Суперпэйв в рамках нацпроекта приведут в нормальное состояние участок Егорьевского шоссе в Клепиковском районе. Участок для укладки нового вида асфальта был выбран неслучайно. Егорьевское шоссе связывает Москву и Касимов, имеет высокую интенсивность движения и входит в опорную сеть региона. Кроме того, на объекте укрепят основание дороги методом холодной регенерации, который позволяет производить дорожный ремонт с использованием старого асфальтобетонного покрытия как компонента нового. Главный плюс технологии — значительное увеличение срока службы дорожных одежд и несущей способности дороги для проезда крупногабаритного транспорта.

«Егорьевское шоссе — одна из самых загруженных трасс в регионе. Почти каждую минуту наряду с легковушками и автобусами по ней проходят большегрузные машины. Применение нового вида асфальта на этом объекте поможет решить проблему колееобразования в процессе эксплуатации», — отметил министр транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Вадим Решетник. 

В Истре (Московская область) благодаря реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» с применением нового асфальта отремонтировали участки высокоинтенсивного Волоколамского шоссе. Покрытие обновили от поворота на поселок Первомайский до улицы Московской и от поворота на деревню Веретенки до поворота на Центральную линию в СНТ «Красный Октябрь».

Обновленные участки Волоколамского шоссе соединяют близлежащие населенные пункты с федеральной трассой М-9 «Балтия», также по ним можно проехать к железнодорожным станциям Холщевики, Чеховская и Новоиерусалимская. Они также являются подъездами к местам культурного и исторического наследия Истринского округа: музею «Новый Иерусалим», Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, башням Тесла, спортивному комплексу, дому культуры и театру. 

Всего в этом году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» приведут в порядок 16 тыс. км дорог в 84 регионах. И совершенно понятно, что эффективность вложенных денег напрямую зависит от качества проводимых работ, поэтому большое значение уделяется применяемым технологиям и материалам.