Артём Бурмистров из д. Расловка Тверской обл. ходил в 1-й класс 5 дней. А затем школьный автобус отказался за ним приезжать: дорожные условия не отвечали нормам перевозки детей. Мама Артёма забросала письмами всех, написала и президенту - и за Артёмом снова стали приезжать, хотя дороги лучше не стали. А что будет здесь дождливой осенью или лютой зимой? И в тысячах других населённых пунктов? А ведь денег на дороги выделяется немало.
Было плохо, стало хуже...
Все плохие дороги похожи друг на друга. «АиФ» выяснил это почти 3 года назад, когда вместе с читателями выбирал худшую дорогу России (см. «АиФ» № 9, 2012 г.). Все три первых «медалиста» не сдали позиции и сегодня.
Впрочем, косметические меры всё-таки принимались. Несколько километров в этом и прошлом годах ровняли грейдерами. Но это капля в море. И можно было бы только посочувствовать жителям Томской области, если бы основными виновными в «убийстве» дороги не были... нефтяные компании, ведущие в этом районе добычу нефти и газа! Для перевозки рабочих и грузов они нанимают подрядчиков с тяжёлой техникой, которая ещё живую дорогу разбивает вконец. «Им хватает нескольких вылазок, - сетует Леонид Зварич, мэр Кедрового, - и нам остаётся разбитая дорога. А штрафы для них просто мизерные».
Всем миром?
В июле глава села Владимир Скатов взялся за ремонт одного из непроезжих мест. Свалили лес, натащили брёвен на дорогу, кое-как присыпали всё это безобразие глиной - и начались дожди. Бревенчатый настил окончательно раскурочили лесовозы. На этом «отремонтированном» участке даже «ГАЗ-66», гружённый товаром для местного магазина, умудрился застрять. «К нам отказываются ездить инкассаторы, «помахал ручкой» с просьбой передать большой привет главе поселения водитель рейсового автобуса. Заболеть и вовсе страшно - не довезут. Мы, конечно, знали, что у нас нет дорог, но не догадывались, что их можно испортить ещё сильнее», - говорят местные жители.
Одна радость - скоро зима! С замерзающими колдобинами и ямами восстанавливается связь с цивилизацией. Тогда можно хоть пожить по-человечески: съездить в магазин, чтобы одеть детей, вылечить в поликлинике давно ноющий зуб или просто сходить в кинотеатр или в единственный сельский театр, расположенный в районном центре Тара. Он, кстати, носит имя великого артиста Михаила Ульянова, выросшего в этом сибирском городке. Два года назад перед зданием новенького театра, построенного по воле бывшего губернатора Омской области Л. Полежаева, поставили памятник артисту. На монумент средства собирали всем миром - кто сколько мог. Видимо, и на злосчастную дорогу до Васиса проще объявить сбор народных средств...
После бала
Однако не только отсутствие денег - причина непролазных дорог. К Универсиаде в Казани затеяли масштабный ремонт городских магистралей. Из республиканского бюджета выделили 1,5 млрд руб. Но проблемы никуда не делись… К примеру, на ул. Парижской Коммуны весной 2014 г. зияли уже не дыры, а глубокие провалы. Из-за неправильно подобранного реагента для посыпки дорог зимой в этом году пришлось ремонтировать дорожное покрытие на ул. К. Насыри, уложенное в прошлом году.
- В прошлом году мы выявили нарушения при строительстве множества улиц, - говорит Василий Кудряшов, начальник инспекции Госстройнадзора РТ. - Работы выполняли не по проекту или требованиям СНиП.
В общем, не прошло и года после Универсиады, а на ремонт дорог в Казани выделили ещё 1 млрд руб.
От редакции. Глава Росавтодора Роман Старовойт заявил, что ведомство в 2014 г. впервые получило 100% финансирования на содержание дорог, и, при сохранении этого показателя, в 2018 г. 85% федеральных дорог будут приведены к нормативам. Фантастическая цифра! Очень хочется верить! Но отрезвляет другое. В этом году отремонтировано 52% дорог. Кто-нибудь это заметил? Мы уже третий год ведём проект «Худшие дороги России». И не понимаем, когда мы его закроем...
«Чёрные дыры» дорог
На минувшей неделе проблемы дорожного хозяйства России уже в который раз обсудили на президиуме Госсовета РФ в Новосибирске. В частности, говорили о следующем:
О стоимости строительства и качестве работ
- Государство направляет на строительство и реконструкцию дорог значительные финансовые ресурсы, но отдача от этих вложений порой малоэффективна… Необходимо принять меры, направленные на повышение достоверности, точности сметной документации дорожных работ. Многие методики здесь явно устарели. В итоге сохраняются так называемые «чёрные дыры», где исчезают выделенные средства…
Очень медленно решается одна из актуальных проблем дорожного строительства - увеличение срока службы так называемых «дорожных одежд». По ряду правил в этой области дорожники всё ещё ориентируются на нормы 30-летней давности… Это странно даже, просто странно: технологии есть, материалы есть, а по бюрократическим соображениям их до сих пор невозможно использовать…
Рост цен на щебень за последние 5 лет составил 46%, на песок - 79,7%. Это что, инфляция у нас такая? При перевозке в соседний регион цена щебня и гравия возрастает на 20-30%, на песок - до 90%. Так и напрашивается вопрос о коррупционной составляющей…
О положительном опыте в строительстве дорог
- 13 лет верхний слой всех дорог, которые мы строим или капитально ремонтируем, делаем только с применением щебёночно-мастичного асфальтобетона. За 13 лет ни одна дорога не вышла из строя, ни одной трещины нигде! Мы на 30% всего лишь увеличили затраты. Но, если обычным способом строим, гарантийный срок 4 года, здесь они уже отстояли 13 лет…