Нечеловеческий фактор. Зачем Самаре «умная дорога»?

«Умная дорога» — это собирательное название трассы нового поколения, рассчитанной на передвижение автомобилей, оснащенных системами автоматизированного управления. В рамках поручения президента Владимира Путина по организации тестирования и поэтапного допуска на дороги беспилотных автомобилей в нескольких исследовательских центрах страны уже несколько лет продолжается разработка активных систем дорожной инфраструктуры. Весной 2020 года начнутся практические эксперименты на дороге в Самаре. Немного позднее они продолжатся в Волгограде и Курске, ну а затем начнется поэтапное внедрение новой электронной инфраструктуры на отечественных скоростных дорогах.

   
   

Информационное облако

Как заявили разработчики электронных систем «Умной дороги» из НП «ГЛОНАСС», построенная в Самаре инфраструктура должна помочь отработать алгоритмы обмена информацией с разными автомобилями о трафике, состоянии дорожного покрытия, а также о наличии пешеходных переходов, приближении «скорой помощи» и других данных с помощью высокоскоростной связи V2X.

Технология связи V2X использует каналы WLAN (Wireless Local Area Network), предназначенные для обслуживания небольших территорий, где можно обойтись короткими линиями передачи данных до 500 м. Станции соединены оптоволоконными кабелями, и их излучение покрывает дорогу длинным коконом электромагнитного поля. Оно «повисает» над скоростной трассой и рассеивается за пределами ближайшей лесополосы. В это поле транслируется информация обо всех тонкостях передвижения, о количестве транспорта, о скорости потока, о работе светофоров и иных указателей. К облаку подключат датчики движения автомобилей и пешеходов, фото и видеокамеры, модули управления светофорами и уличным освещением, метеодатчики, электронные дорожные знаки и информационное табло, приборы для контроля за интенсивностью дорожного движения, паркоматы и пр. В этом же информационном облаке должны находиться координаты, по которым системы автоматизированного управления будут позиционировать автомобили на автомагистрали.

Сначала система будет испытана в городской черте, а затем ее продолжат на загородную трассу до Сызрани длиной около 200 км.

Автострада для беспилотников

Дело в том, что существующие технологии автономного передвижения пока слишком слабы, чтобы передавать искусственному интеллекту управление машиной. Компьютер машины может наделать много ошибок, что порой приводит к печальным последствиям. Неудачные опыты с «Тесла» подтверждают эту точку зрения. Чтобы снизить риск ошибочных решений компьютера, в России создается система связи на основе V2X. Вести машины должен не ее искусственный интеллект, а центры управления, то есть внешний электронный разум, оценивающий трафик в целом. Эти глобальные системы смогут брать под управление тысячи машин одновременно, чтобы вести их по дороге одной стаей. Но это в недалеком будущем. Сейчас для разработчиков ставится задача научить правильно ездить хотя бы грузовики.

После многочисленных отработок испытываемая в Самаре технология планируется к внедрению на международной автостраде «Шелковый путь», которая пройдет от Санкт-Петербурга до Пекина. Автомагистраль уже строится, и на ней появится полоса для движения беспилотных грузовиков, которые смогут курсировать между логистическими точками по несколько штук одновременно, как автопоезда. Поэтому для их управления потребуется научить «умную дорогу» фиксировать не только скорость и направление, но и нештатные ситуации в пути, такие как несанкционированный выход пешеходов на дорогу или появление посторонних предметов, а также возникновение гололеда и прочих опасных явлений.

Эти и другие нештатные ситуации должны отрабатываться в Самаре, Волгограде и Курске. К примеру, на строящихся участках дороги будут присутствовать датчики, которые регистрируют небольшие колебания от шагов пешеходов или от животных, рискующих оказаться под колесами.