Другой взгляд. Кто и как контролирует качество ремонта дорог?

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Национальным проектом «Безопасные и качественные дороги» предусмотрен контроль за выполнением всех дорожно-строительных мероприятий как со стороны профильных ведомств, так и обычных граждан. 

   
   

За 3 года его реализации во всех 84 регионах страны сформировался уже пул контролёров. В основном это лидеры общественного мнения — всего свыше 500 человек. Вместе с региональными дорожными министерствами они выбирают объекты для ремонта, следят за ходом выполнения работ и принимают их в эксплуатацию. В 2021 году общественные контролёры поучаствовали в 4,5 тыс. таких мероприятий. 

Чтобы критика с их стороны была максимально конструктивной, проводятся обучающие семинары — на них рассказывают о важных аспектах, на которые нужно обращать внимание при проверке объектов, о типовых дефектах, что могут возникнуть при ремонте, о новых технологиях, применяемых в дорожной отрасли, а также о правилах техники безопасности при выполнении работ. 

С удостоверением на приёмку

В Пермском крае благодаря нацпроекту отремонтировали 55 участков дорог протяжённостью более 100 км. В приёмке объектов участвовали общественные контролёры и эксперты Общественной палаты края. За прошлогодний дорожно-строительный сезон они выезжали на сдачу дорог в эксплуатацию 70 раз.

По словам общественного эксперта по ремонту дорог и благоустройству дворов Общественной палаты Пермского края Даниила Бахарева, на общественных началах в регионе работают 15 инспекторов, получивших соответствующие удостоверения. Занятия для них вели представители министерства транспорта края, местного управления федеральных автомобильных дорог, эксперты дорожной отрасли. 

«В ходе приёмок особое внимание уделяется проверке элементов ремонтных работ, по которым чаще всего фиксируются нарушения, — пояснил он. — А зимой мы контролируем содержание городских объектов ― расчистку от снега улиц, в том числе отремонтированных по нацпроекту». 

   
   

«Маломобильные патрули»

В 2021 году без контроля общественных инспекторов Липецка не остался ни один дорожный объект, сданный в эксплуатацию в рамках нацпроекта. На проверки приглашали даже «маломобильные патрули» — граждан, которые передвигаются на инвалидных колясках. Они следили за ремонтом улиц, в том числе с точки зрения удобства передвижения для таких людей, как они, и вносили предложения по обустройству. К примеру, попросили не ставить бордюры в местах съездов с тротуаров, а «зебры» расположить так, чтобы колясочники могли пересечь дорогу без помощи прохожих. 

«Важно мнение каждого ― мам с колясками, инвалидов, предпринимателей. Ведь дорогами пользуются все горожане», ― отметил председатель департамента дорожного хозяйства и благоустройства Липецка Николай Дергунов

Ценность мнений

В Карелии в прошлом году контролёры более 80 раз выезжали на объекты нацпроекта, которые расположены в Петрозаводске и Прионежском районе. Они проверяли соблюдение технологии, координировали взаимодействие представителей местных администраций, дорожных организаций и жителей. Поучаствовали в обсуждении компромиссных решений по устройству съездов к домам, тротуаров, лестничных спусков, автопавильонов, а также мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Общественный контролёр Нина Никифорова сообщила, что благодаря нацпроекту отремонтировали трассы, которые не обновлялись десятилетиями. 

«Быть контролёром — это не только большая гордость, но и сложная, кропотливая работа, которая требует много усилий и времени. Ведь мы в первую очередь защищаем интересы жителей и ответственны перед каждым», — говорит она.

Кстати

Привлекать россиян к участию в нацпроекте «Безопасные и качественные дороги» помогает его интернет-ресурс БКД.РФ, а также сообщества в социальных сетях. Обращения также поступают на «Карту убитых дорог», которую создал Общероссийский народный фронт. За время реализации нацпроекта от граждан поступило 25 тыс. обращений.