Что за инициатива о запрете шипованной резины?

Категория:  Пробки и дороги
Ответ редакции

Шипованные шины наносят огромный вред покрытию асфальтовых дорог, особенно на тех магистралях, где высока плотность движения, — к такому выводу пришли эксперты ассоциации «Росасфальт», объединяющей дорожников и производителей асфальтобетонных смесей. Специалисты оценили перспективы эксплуатации скоростных дорог и пришли к выводу, что необходимо утвердить более строгие меры регулирования использования шипованных покрышек на легковом автотранспорте. Предложения были направлены в правительство, Минтранс, МВД, Госдуму и другие органы власти. В них перечислены «неотложные меры, направленные на законодательное и нормативное регулирование вопроса эксплуатации шипованных шин». Если они будут приняты, то поездки на автомобилях с шипованными колесами будут не настолько свободными, как сейчас, причем ограничения касаются не только летнего сезона.

   
   

Образование колеи

«Коммерсант» ознакомился с текстом обращения «Росасфальта». В нем перечислены угрозы для дорог общего пользования, среди которых есть и шипованные колеса, способствующие выкрашиванию верхнего слоя асфальта с образованием на скоростных полосах движения колейности, влияющей на управляемость. Колейность часто возникает в течение первых 2-3 лет эксплуатации, из-за чего подрядчикам приходится проводить гарантийный ремонт за свой счет, в результате чего они несут убытки, особенно с учетом удорожания битума в 2021 году.

Для борьбы с колейностью предлагается увеличить штраф за нарушение требований ПДД в отношении эксплуатации «неисправных транспортных средств». К таким относятся так же и неправильно укомплектованные автомобили с несезонными шинами. Критерии использования зимней и летней резины описаны в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Сейчас применение «шиповок» в июне, июле, августе фактически запрещено, однако штраф по статье 12.5 КоАП РФ составляет всего 500 рублей. По оценкам инициаторов поправок, его увеличение до 2000 рублей поможет дисциплинировать водителей.

При этом регионам предлагается самим устанавливать временные рамки ограничений и корректировать месяцы для запрета «шиповок». В Мурманске зима начинается гораздо раньше, чем в Крыму, поэтому логичнее там несколько сузить коридор запрета.

Скорость ниже

Однако это не единственная мера. Предлагается ввести ограничения и по скоростному режиму для транспортных средств с шипованной резиной. Основной износ дорожного покрытия наблюдается не летом, а в основном весной или осенью, когда многие автомобилисты уже поставили зимнюю резину, однако погода преподносит сюрпризы и балует продолжительными оттепелями. Уже при 10-15 градусах тепла асфальт размягчается, и металллические шипы причиняют ему немалый урон.

Поэтому скорость для машин с шипованными колесами может быть ограничена 80 км/ч за городом и 60 км/ч — в городе. При этом контролировать их можно с помощью камер фото- и видеофиксации, которые смогут определять такие транспортные средства по знакам «Шипы» в передней части кузова. К слову, эти знаки тоже предлагается сделать обязательными.

   
   

Из-за чего разрушаются дороги?

Между тем поправки вызвали споры в различных ведомствах. В ГИБДД, по данным «Коммерсанта», к ним отнеслись настороженно, а в Министерстве транспорта высказались за более серьезное изучение проблемы. Часто колейность образуется из-за плохого качества строительства дорог и нарушения технологий укладки асфальта. При сильном нагреве солнечными лучами асфальт «плывет» и раскатывается гружеными фурами в колею.

Поэтому решать проблемы дорог необходимо не только за счет автомобилистов, но и за счет повышения требований к дорожно-строительным материалам и подходам к выбору асфальтобетонных смесей.

В Минтрансе пообещали инициировать исследования в 2021-2022 годах, которые должен провести ведомственный институт РосдорНИИ.

Ездить на «зиме» опасно

К слову, ездить на шипованных колесах во время оттепей опасно не только для асфальта, но и для автомобилистов.

Зимние шины в своем составе имеют натуральный каучук, который при росте температуры размягчается. Резина становится эластичной и выкрашивается при росте нагрузок во время торможения. Металлические зубья в «шиповках» мешают протектору создавать плотное пятно контакта с асфальтом. Поэтому тормозной путь на сухом и теплом асфальте у «шиповок» увеличивается, они значительно уступают в этом сезонным летним колесам.

Согласно проведенным немецким клубом ADAC дорожным испытаниям, тормозной путь автомобиля на зимних покрышках при плюсовой температуре на 44% длиннее, чем на летних. Замеры проводились при температуре асфальта в 25 градусов, а торможение легкового автомобиля осуществлялось со скорости в 100 км/ч. Таким образом, машина с антиблокировочной системой (ABS) на зимних колесах укатывалась вперед аж на 16 метров по сравнению с такой же машиной, но с летними колесами.

В целом с ростом температуры от +4 до +11 градусов тормозной путь зимних шин увеличивается на полметра при прибавлении каждого очередного градуса.