Сети дорог и линий метро. Как меняется транспортная ситуация в Москве

Все преобразования дорожной сети Москвы должны проводиться продуманно и последовательно, чтобы расширение одного проблемного участка не приводило к созданию новых «пробочных» мест, - в последние два года этот принцип стал главенствующим.  Какие же городские улицы и шоссе сейчас претерпевают изменения? И каковы планы мэрии на ближайшие годы?

   
   

«Клевер» уходит в прошлое

МКАД, как одна из самых проблемных трасс города, уже значительно изменилась - появилась развязка на её пересечении с проспектом Маршала Жукова, Ленинградским шоссе, с магистралью Вешняки - Люберцы, сделан второй выезд из района Куркино. Полным ходом идут работы по созданию ещё 7 развязок на МКАД с направленными съездами, эффективность которых в разы выше «клеверных» (см. инфографику). Для удобства автомобилистов все съезды в трассы будут пронумерованы по километражу.

Этой осенью исчезнет несколько «бутылочных» мест, где московские автомобилисты провели немало часов в пробках. Например, завершаются строительно-монтажные работы на развязке, расположенной на пересечении Дмитровского и Долгопрудненского шоссе. Рабочим остаётся  уложить асфальт и установить мачты освещения. Автомобильное движение по эстакаде (протяжённостью 891 м) откроется уже в сентябре. По всему ходу транспортной развязки построено и реконструировано 3,61 километра боковых проездов, оборудовано 8 автобусных остановок.

Другой проблемный адрес - пересечение улицы Лобачевского с Мичуринским проспектом - перестал быть таковым благодаря возведению эстакады длиной 235 м. На ней уже открыто автомобильное движение. Строительство этого объекта позволило ввести бессветофорное движение по Мичуринскому проспекту на участке в 1,7 км. Водители получили по 3 полосы движения в каждом направлении. В сентябре закончатся работы и на эстакадах, расположенных на пересечении улицы Подольских Курсантов и МКАД, а также на пересечении Ярославского шоссе и Малыгинского проезда. Плюс будет открыт тоннель в месте встречи Дмитровского шоссе и 3-го Нижнелихоборского проезд, пущено движение по эстакаде на пересечении Дмитровского шоссе с Долгопрудненским. Также по данным стройкомплекса Москвы, в сентябре будет введена первая очередь Алабяно-Балтийского ­тоннеля.

Реконструкция транспортных развязок на МКАД

Развязки «клеверного» типа на Московской кольцевой автодороге не справляются с плотным транспортным потоком, поэтому они будут реконструированы и заменены на направленные съезды.

Клеверообразная    
   

Преимущества:

  • Компактное размещение
  • Возможен разворот
  • Несложное строительство,
  • Требуется сооружение только одного моста

Недостатки:

  • Левый поворот на 270 градусов
  • Въезд расположен перед выездом, что создаёт пробки и аварийные ситуации
  • При движении по «листьям клевера» приходится сильно снижать скорость

Накопительная

Преимущества:

  • Нет перекрещивающихся потоков
  • Выезд расположен перед въездом
  • Можно использовать при пересечениях любого кол-ва дорог
  • При движении по эстакадам не приходится сильно сбрасывать скорость

Недостатки:

 
Схема расположения развязок МКАД, имеющих направленные съезды
  • Сложная конструкция, высокая стоимость сооружения: требуется несколько эстакад для левого поворота
  • Необходимы дополнительные дороги для разворота

Адреса на ближайшие годы

До конца 2014 г. на участке Северо-Восточной хорды (от Бусиновской развязки до улицы Фестивальной) построят 2,6 км дорог и 4 эстакады. Прокладка участка дороги и развязки с Фестивальной улицей обеспечит автомобильное сообщение между двумя районами Ховрино и Западное Дегунино, которые разделены железнодорожной веткой.

Кстати, в непосредственной близости от развязки предполагается строительство станции метро под рабочим названием «Улица Дыбенко».

До конца следующего года  преобразится и участок МКАД от Ленинского проспекта до Можайского шоссе (между развязками с улицей Генерала Дорохова и Сколковским шоссе). Там надо расширить 1,32 км проезжей части,  построить 1,69 км боковых проездов от улицы Генерала Дорохова до Троекуровского проезда, а также возвести новый шумозащитный экран. Не забывают строители и про Молодогвардейскую транспортную развязку. Она призвана обеспечить поворотное движение на сложнейшем участке - пересечении МКАД, обхода города Одинцова, северного дублёра Кутузовского проспекта и Молодогвардейской улицы. Срок окончания работ - 2014 г.

Если ко всем монументальным стройкам прибавить десятки адресов, где происходит локальная реконструкция дорожной сети, становится понятно, что транспортная сеть Москвы кардинально  меняется.

И, может быть, уже через несколько лет благодаря новым поперечным связкам, тоннелям и эстакадам автомобилистам не придётся выезжать на МКАД, Третье транспортное кольцо и главные трассы мегаполиса, чтобы попасть в  соседний район.

А знаете  ли  вы...

...что перевозки пассажиров общественным транспортом (если не считать таковым гужевой извоз) начались в Москве во второй половине XIX в., когда на улицы города вышли первые омнибусы.

Их в конце того же столетия сменили вагоны конки, затем трамваи (сегодня в городе работают 48 маршрутов по 181 км уличных путей). А в XX в. - автобусы (около 1 тыс. маршрутов), подземка, троллейбусы 103 маршрутов, 600 км линий), такси и маршрутки.

Самый популярный вид транспорта в столице, разумеется, метро, перевозящее свыше 9 млн чел. в день. Работающее с 1935 г., сегодня оно насчитывает 12 линий, 188 станций и 313 км пути (если считать оба пути). В последнее время темпы строительства метро резко возросли. Уже к 2020 г. общая протяжённость должна достичь 650 км.На ближайшую перспективу разрабатывается проект скоростного трамвая. Первая линия пройдёт от ст. м. «Шоссе Энтузиастов» в район Ивановское, а позже, возможно, дойдёт и до Балашихи. Другие ветки повезут в пос. Северный, районы Бирюлёво, Гольяново и даже в аэропорт «Домодедово».

С нынешней осени планируется пустить ночные маршруты, первый - от аэропорта «Шереметьево» до Ленинского проспекта.

Новости из-под земли

Стройка кипит не только на поверхности города, но и под ним. Причём уже этой осенью москвичи смогут оценить результаты фактически круглосуточной работы метростроевцев. Например, заканчивается отделка станций  «Жулебино» и «Лермонтовский проспект», которые заработают в начале сентября. Одновременно строители работают над тем, чтобы  в последующем соединить данную линию метро с будущей веткой Кожуховской линии. Из-за ряда объективных причин открытие станции «Котельники» произойдёт не раньше следующего года.

На станции метро «Лесопарковая» (Бутовской линии) завершается строительство основных железобетонных конструкций, работы выполнены на 99%. Строители приступили к архитектурно-отделочным работам - монтажу внутренних перегородок, облицовке мрамором и гранитом, монтируют технологическое оборудование. Участок с двумя новыми станциями - «Лесопарковая» и «Битцевский парк» заработает до конца текущего года. На базе станции в дальнейшем будет построен транспортно-пересадочный узел, полностью ввести в эксплуатацию его планируют в 2015 году. Там же появится перехватывающая парковка на 600 машино-мест и автовокзал.
Нажмите для увеличения

Калининско-Солнцевская линия полностью будет сформирована в 2017 г. Перегон между станциями «Деловой центр» - «Парк Победы» вводится в 2013 г.,  уже идёт строительство на перегоне «Парк Победы» - «Раменки». «Деловой центр» расположен в 2 нижних уровнях подземного пространства ММДЦ «Москва-Сити» и будет связывать Филёвскую линию и Третий пересадочный контур. Станция «Парк Победы» обеспечит пересадку на одноимённую действующую станцию Арбатско-Покровской линии.

Недавно началось строительство правого перегонного тоннеля от «Юго-Западной» до станции «Тропарёво». Следующий этап продления Сокольнической линии - появление уже за МКАД станций «Румянцево» и «Саларьево». Что касается Ново-Переделкино, то туда метро должно добраться в 2017 г.

Все стройки под жёстким контролем

Если реконструкция и прокладка новых дорожных участков идут в массовом порядке, то количество возводимых  зданий в городе, наоборот, заметно снизилось. Причина проста: сегодня любое новое строительство (например, жилых домов) возможно только в том случае, если оно вписывается в градостроительный план развития района и округа и не ухудшает жизнь людей, там живущих. Речь идёт не только о запрете на точечную застройку во дворах и микрорайонах с тяжёлой транспортной ситуацией. Заранее просчитывается, сможет ли город обеспечить будущих жителей новостройки школами, поликлиниками, детскими садами, магазинами, теми же дорогами. Практика, когда многоэтажки вырастали как грибы, а потом к ним десятилетиями пристраивали соцобъекты, ушла в прошлое.

Кстати, столичный стройкомплекс придумал, что делать с ветхими кварталами, дома которых не попали в программу «сносимых серий», но остро нуждаются в реконструкции. Уже подготовлены первые пилотные проекты реновации (обновления) территорий. Они будут опробованы в четырёх московских районах - Нагорном (квартал 75-77); Северном Измайлове (кварталы 80, 47, 49-50, 51-52); Нагатинском Затоне (мкр. 3, 4, 7, 9, 11) и  Алтуфьевском (мкр. 1-2).

В планах мэрии - предложить наилучший вариант обновления для всех «старожилов», а таких в нашем мегаполисе накопилось 20 млн кв. м (из 219 млн кв. м от общего числа жилого фонда).

А знаете  ли  вы...

...что московское метро по объёму ежедневных перевозок - второе в мире?

Каждый день метрополитеном пользуется 8 млн пассажиров (а по неофициальным данным, до 12 млн). Сегодня протяжённость путей метро (в двухпутном исчислении) составляет 313 км, а к 2020 г. эта цифра должна возрасти до 451 км. Голубые экспрессы развивают скорость до 70 км/час, а средняя скорость (с учётом остановок на станциях) - 40 км/час. Это гораздо выше, чем в Лондоне, Париже, Мадриде и Берлине, где короткие промежутки между станциями ограничивают скорость движения.

Любопытно сравнить: 160 лет назад перевозки по Николаевской железной дороге (между Москвой и Петербургом) достигали 780 тыс. пассажиров в год; 120 лет назад конка (основной тогда городской рельсовый транспорт) двигалась по городу со скоростью 6-7 км/час.

Стоимость проезда в московском метро, равная 30 руб. за поездку, приблизительно эквивалентна стоимости батона качественного зернового хлеба. А проезд в вагоне конки стоил (в зависимости от дальности) от 3 до 15 копеек - не так уж мало, если учесть, что за 3 копейки можно было купить буханку чёрного хлеба или за 12 копеек - двухкилограммовую упаковку ржаной муки.

Специальный выпуск «АиФ СВ»: День моего города