Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) представило новый проект по введению платы с собственников грузовиков. Не очень понятно, что подразумевается под словом «новый», поскольку основные данные были уже известны. Более того, в законодательство, регулирующее данный вопрос, внесены уже все изменения и выданы все необходимые разрешения. Осталось решить некоторые технические детали, которые и были представлены публике.
Систему представили директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Игорь Костюченко, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Иннокентий Алафинов и другие сотрудника Роавтодора.
Читайте также | |
---|---|
Суть проекта такова: с 1 ноября 2014 года движение грузовых автомобилей с максимальной массой 12 тонн по федеральным дорогам общего пользования будет подлежать оплате в размере 3,5 рублей за 1 км. Это делается для компенсации вреда, причиняемого большегрузами, а доход будет направлен на восполнение затрат по сохранению дорожного покрытия федеральных трасс.
Технически осуществление этого проекта будет состоять из двух основных частей: создание приборов, которые будут собирать и передавать информацию о движении транспортного средства, и установка контролирующего оборудования.
По данным Росавтодора, исполнителю необходимо будет изготовить порядка 2 миллионов приборов, которые начнут продаваться с 1 сентября 2014 года. Эти бортовые устройства будут использовать каналы связи ГЛОНАСС или GPRS для определения местоположения и микроволновой приёмо-передатчик для экспорта данных. Если по какой-либо причине приёмный пункт вовремя не получил необходимую информацию о передвижении грузового транспортного средства, то она будет извлекаться из самого прибора. В случае умышленного сокрытия данных водителю или владельцу грузовика будет грозить штраф.
Информацию о передвижении будут считывать стационарные пункты, выполненные в виде рамок с установленной на них аппаратурой, которая будет распознавать габариты, номер госрегистрации, наличие бортового устройства, а также сравнивать все эти данные с имеющейся информацией о транспортном средстве. Таких рамок планируется установить в количестве 481 штуки, причём их локация будет зависеть от загруженности магистрали. На помощь стационарным постам будут приходить мобильные лаборатории в количестве 180 единиц.
Как обещают создатели проекта, сам процесс приёма и передачи данных будет происходить без физического контакта, и соответственно, не будет ограничивать движение грузовика. Деньги же будут списывать с депозита, внесённого собственником транспортного средства по заранее (?) просчитанному пробегу, за реально пройденные километры.
Для реализации всех этих задач будет проведён конкурс по поиску концессионера – организации, которая будет финансировать, проектировать, исполнять, взимать плату и выявлять нарушителей. В итоге конкурса с подошедшим по всем параметрам концессионером будет заключён контракт на 13 лет, в течение которых исполнитель будет обеспечивать всю техническую сторону и получать часть поступлений от платежей. По мнению Росавтодора, скорее всего, это будет не одна компания, а их консорциум, поскольку на начальном этапе требуются вложения в несколько десятков миллиардов рублей.
Создатели проекта говорят о положительном эффекте для государства и прежде всего для пользователей дорог (экономический эффект от предотвращённых ДТП по причине неудовлетворительного состояния дорожного полотна составит порядка 33 млрд руб. за период 2015–2031 гг.) и о том, что подобные платежи существуют во всём мире, например, в Европе эта сумма составляет порядка 8 рублей. По предварительным подсчётам, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате реализации проекта могут составить от 83 млрд руб. в 2015 году до 159 млрд руб. в 2024.
По словам руководителя Росавтодора Романа Старовойта: «Эффективность прямого возмещения затрат на ликвидацию негативных последствий сверхнормативного ущерба, который наносят грузовые перевозчики, успешно доказана на практике во многих европейских странах. В основу данной политики заложен принцип «пользователь платит», согласно которому бизнес несёт прямую ответственность за свою деятельность. Такой подход является обоснованным, так как воздействие одного грузового автомобиля на дорожное покрытие эквивалентно воздействию 50 тысяч легковых автомобилей».
Ну, а что грозит собственникам грузового транспорта? Много всего. Во-первых, им нужно будет укомплектовать весь свой парк бортовыми устройствами (об их стоимости пока никто не говорит, но судя по тому, что это новая российская разработка – стоить они будут недёшево). Скорее всего, процесс будет связан с долгой бюрократической волокитой, поскольку предполагается, что все приборы индивидуальны для каждого транспортного средства.
Во-вторых, из оборота изымаются деньги, которые должны лежать на определённом счету как обеспечение будущих платежей пробега каждого грузовика. В ситуации если, например, машина сломалась и в ближайшее время или вообще когда-либо ездить не будет, деньги, скорее всего, зависнут надолго, или нужно будет оформить кучу бумаг для перевода на другое транспортное средство или изъятие.
В-третьих, сами платежи. 3,5 рубля за километр, конечно, не много, но когда этих километров тысячи и парк состоит из нескольких машин, то суммы получаются приличные. Если взять те предполагаемые 83 миллиарда и поделить на 2 миллиона транспортных средств, то получается 41 500 рублей с машины в год.
Ещё такой момент, как, собственно, цель платежа – содержание дорог на пристойном уровне и строительство новых. В 2010–2012 годах на содержание дорожного фонда (правда, всего, а не только федерального) было направленно 2,5 трлн рублей. То есть те 83 млрд в год – это около 7 % годовых трат. За их счёт при современном темпе работ дороги будут приведены в порядок примерно через 14 лет. Сколько собственников будут продолжать свой бизнес перевозок через такое время – не много.
Во время пресс-конференции после презентации спикеры отвечали на вопросы, основным из которых был: «А что будет в регионах?». Проектировщики говорят, что после наладки работы системы у местных властей будет возможность присоединиться к проекту. Правда, им придётся самим оплачивать установку оборудования и налаживать инфраструктуру, но и платежи пойдут сразу в местные бюджеты. И деньги им, конечно, понадобятся, потому что те, кто не захочет платить за федеральные трассы – поедут по местным дорогам. Правда, в Росавтодоре считают, что такого не произойдёт, поскольку большинство предпочтёт хорошее покрытие за деньги бесплатным разбитым колеям. Ведь именно поэтому на терминалах оплаты трассы М-4 «Дон» скапливаются пробки из желающих прохватить с ветерком.
Ну, и напоследок об ответственности. В соответствии со статьёй 12.21.3. КОАП РФ «Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн», нарушителям законодательства предусматриваются штрафы в размере от 5000 рублей до 450 000 рублей при совершении первого правонарушения и от 50 000 рублей до 1 000 000 рублей при повторном совершении правонарушения.
Смотрите также:
- Правительство будет контролировать среднюю скорость автотранспорта →
- СМИ: Операторы техосмотра хотят выйти из-под контроля страховщиков →
- Контроль прохождения техосмотра в России может быть ужесточен →