Москва за забором: платная парковка изменит облик города

Ирина Зверкова / АиФ

   
   

Итак, отсрочки не будет: с 1 августа зона платной парковки расширится на 162 улицы в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК), затронув районы Хамовники, Арбат, Пресненский, Тверской и Дорогомилово. Несмотря на предложение муниципальных депутатов повременить до конца лета, соответствующий приказ был подписан в субботу вице-мэром Москвы Максимом Ликсутовым. Новая парковка станет самой дешёвой из существующих — стоимость часа составит 40 рублей. Для сравнения: час на Бульварном кольце обойдётся в 80 рублей, на Садовом — 60 рублей, а в специальной зоне возле ММДЦ «Москва-Сити» — 80 рублей за первый час, далее — 130 рублей.

Решение не откладывать дело до осени, кстати, вполне в духе московских властей. Очевидно, в мэрии полагают, что непопулярные меры нужно принимать без промедлений. Как горькое лекарство обычно пьют залпом. Достаточно вспомнить, насколько быстро небольшой «пилотный проект» из 28 платных улиц распространился на весь центр города. Вопрос — пойдёт ли это лекарство на пользу городу, и как он будет выглядеть после предложенного лечения?

Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Первая парковочная зона на Бульварном кольце практически не вызывает вопросов у горожан. Во многом потому, что она просто воспроизводит в завуалированном виде мировую практику платного въезда в деловой центр, от прямого копирования которой московские власти решили отказаться, опасаясь роста социальной напряжённости. Но споры вокруг платной парковки на Садовом не утихают — эксперты отмечают депрессивность этой меры по отношению к малому бизнесу. Дальнейшая экспансия парковочных зон кажется уже чересчур радикальной мерой. Однако председатель движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов уверен, что москвичи от происходящего только выиграют: «Мы поддерживаем это решение. Платная парковка в пределах Садового кольца не до конца решила основную задачу уменьшения притока автомобилей в центр города. Хотя мы видим прогресс — существенно улучшилась ситуация с движением общественного транспорта, водители стали дисциплинированнее, исчезли проблемы с парковкой на "зебрах" и остановках. Но для достижения максимального положительного эффекта парковка должна расширяться».

Говоря о недостатках инициативы, глава «Союза пешеходов» отметил чрезмерную цену эвакуации автомобилей: «Хотя служба перемещения транспорта работает эффективно и с полной загрузкой, я понимаю водителей, которые на неё жалуются. Конечно, 5 тысяч рублей выглядят необоснованной суммой, когда коммерческие эвакуаторщики берут по 22,5 тысячи рублей. Кроме того, кажется странным, что плата за парковку малолитражки и какого-нибудь огромного внедорожника одинакова, хотя последний гораздо больше амортизирует улично-дорожную сеть».

   
   

Итоги расширения платной парковки Дептранс собирается подвести через два года, но промежуточные цифры выглядят обнадёживающе — по информации ведомства, за прошедший год движение в Москве ускорилось на 9 %, а на Садовом кольце — сразу на 16 %. Впрочем, этого можно было добиться и при помощи других механизмов, не столь болезненных для автовладельцев. Такого мнения придерживается зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительсву Вячеслав Лысаков: «Во всём мире упор делают не на платные парковки в центре, а на недорогие перехватывающие стоянки возле крупных транспортных узлов, станций метро, и так далее. У нас практически ничего не происходит в этом направлении, а то, что делается, смотрится довольно сомнительно. Странно видеть на перехватывающих парковках предупреждения, что администрация не несёт ответственности за сохранность автомобилей и оставленные в них вещи. Спрашивается, какой смысл тогда оставлять там машину?».

Расширение зоны платной парковки депутат воспринимает в первую очередь как стремление наполнить городской бюджет: «Многие мегаполисы делают центр пешеходным и разными способами препятствуют въезду туда. Но зачем в Москве расширять зону платной парковки дальше центра, уже чуть ли не до окраин? Других причин не найти, кроме желания пополнить казну за счёт водителей».

Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Но расстаться придётся не только с деньгами. Уйдёт в прошлое и сам образ старой Москвы: некогда приветливые дворики в центре будут закрыты железными заборами — ведь они остаются единственным местом для бесплатной стоянки; правительство даже издало постановление, упрощающее порядок установки во дворах шлагбаумов. Подобное уже можно наблюдать на Бульварном кольце, сетует координатор «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов: «Недавно видел въезд под арку, за которой был возведён двухметровый забор. Понимаете, двор по внутреннему периметру обнесён забором, висят камеры, ходят ЧОПовцы. Это производит гнетущее впечатление. Реалии таковы, что внутри общей клетки дворы начинают враждовать друг с другом за право проезда, ломают друг другу шлагбаумы. При этом людям прямо рекомендуется ставить заборы, всячески защищать въезд от чужаков. Боюсь, что скоро вся Москва будет выглядеть как одна большая исправительно-трудовая колония».

Похоже, что столицу и впрямь ждут парковочные войны новой формации. На смену самозахвату общих стояночных мест жильцами приходит торговля местами и организация незаконных платных парковок во дворе.

Как сообщает «Московский комсомолец», жители дома 1/2 по Дербеневской набережной жалуются на то, что охранники, дежурящие у шлагбаума в их дворе, продают бесплатные места офисным работникам из окрестных бизнес-центров. Причём в адрес жильцов, несогласных с таким положением вещей, звучат угрозы. А во дворе дома на Ленинском проспекте 62/2 появилась огороженная нелегальная парковка. Стоит она значительно дешевле, чем муниципальная — 500 рублей в сутки. При этом обращение в Прокуратуру не возымело никакого действия: парковку предписано было снести ещё год назад, но она до сих пор на месте.

Напомним, что муниципальные платные парковки появились в Москве в 2012 году. В соответствии с действующими правилами, жители парковочной зоны могут получить резидентское разрешение (по два на квартиру), которое позволит им бесплатно оставлять машины с 20:00 до 8 часов утра. Разрешение также может быть получено по договору социального найма или найма служебного помещения — но только при условии временной регистрации. «Безлимитная» парковка в пределах муниципального района обойдётся в 3 тысячи рублей за год по специальному абонементу. Отметим, что резидентское разрешение может быть аннулировано в том случае, если за собственником или нанимателем помещения числятся неоплаченные штрафы.