Современные автомобили разрабатываются для умеренного климата, при котором морозы ниже -20 градусов редки. Понижение температуры до -15 градусов уже сказывается на работе узлов и агрегатов транспортного средства. Утром промороженная техника порой отказывается заводиться уже при -18 градусах, не говоря уже о запредельных -30. Однако, если силовой агрегат заработал и начал прогреваться, это совсем не значит, что он не отключится в пути. Автомобиль может завести водителя и пассажиров и встать в безлюдном месте. Почему так бывает?
Замерзла солярка
Если в морозы отправиться в междугороднюю поездку, то на обочинах время от времени будут попадаться дизельные грузовики. В дороге у них замерзла солярка и заблокировала топливную систему. Подобные истории иногда рассказывают и о внедорожниках с дизельными моторами или о старых легковых моделях, чувствительных к понижению температуры.
Заметить тревожный процесс нетрудно. Сначала машина теряет приемистость, двигатель перестает тянуть, водитель ощущает замедление, и наконец мотор глохнет совсем где-нибудь посреди леса. Оказаться в таком месте ночью неприятно.
Чаще всего причиной замерзания топливной системы оказывается некачественное топливо с примесями летней солярки. Оно парафинизируется, выделяет твердые фракции, которые кристаллизируются на стенках трубок и в сотах фильтра, мешая поступлению топлива.
Чтобы предотвратить этот процесс, необходимо заливать только зимние сорта солярки и пользоваться антигелевыми добавками в топливо. В крайнем случае можно добавить в солярку немного керосина или бензина. Это предотвратит кристаллизацию парафинов и поможет очистить забившийся фильтр. На полный бак достаточно около 10 литров. В экстренном случае к некачественной солярке можно добавлять до трети бака бензина, который поможет топливу не замерзнуть в течение многих часов.
Если автомобиль заглох, то можно поменять топливный фильтр. Некоторые водители магистральных тягачей возят с собой по несколько штук. Пока один размораживается в кабине, другой работает.
Замерз генератор
Внезапно на морозе может выйти из строя и старый генератор. Бывает, что запустившийся мотор хорошо тянет, но через пару часов поездки вдруг ощущаются перебои в его работе и машина внезапно глохнет. Недоуменный водитель открывает капот, проверяет технику и после подключения амперметра обнаруживает полную потерю заряда батареи. Причиной тому генератор, который не выдавал необходимый ток для пополнения запаса энергии, в результате система зажигания перестала работать.
После ночных морозов его щетки могут примерзнуть из-за образовавшегося конденсата. В редких случаях блокируется вал. Тогда мотор может проворачивать ремень, слышится визг и из-за трения появляется неприятный запах.
Отогреть генератор можно с помощью обычной грелки или тепловой пушки, которую необходимо направить под моторный отсек.
Вышедшие из строя датчики
Заглохнуть в дороге машина может и из-за замерзших старых датчикчов. Обычно это связано с перебоями в работе следующих датчиков:
- положения дроссельной заслонки;
- массового расхода воздуха;
- положения коленвала;
- датчика кислорода;
- регулятора холостого хода.
При очень низких температурах плохо функционирующие сенсоры приводят к ошибкам в работе силового агрегата, отчего блок управления переводит машину на работу в аварийном режиме, готовится неправильная смесь и машина рискует в мороз встать у обочины из-за проблем с зажиганием.
Оказаться в такой ситуации более чем опасно. Уже через 10 минут салон теряет тепло, и водитель с пассажирами рискуют замерзнуть, если вовремя не подоспеет помощь. Поэтому зимой в каждой машине должны быть спички, топор и дополнительные теплые вещи, чтобы развести огонь и согреться. Кроме того, важно следить за зарядкой сотового телефона для вызова помощи на место происшествия.