Вылезаем из сугроба. Как правильно выбираться на авто из снежного плена?

© / Zou Zheng / www.globallookpress.com

Главное на рыхлом грунте — не буксовать. При прокручивании колесо работает как фреза, переставая двигать автомобиль. Оно выбрасывает грунт из-под себя и зарывается еще глубже. Поэтому при пробуксовке легко подкопаться и еще сильнее зарыть автомобиль по оси. Самое худшее начнется, когда он сядет на днище или на рычаги. Тогда содрать машину с места можно только трактором.

   
   

Все это справедливо и по отношению к сугробу. Если хоть одно колесо зажужжит, а стрелка тахометра поползет вверх, необходимо сразу бросать педаль газа. Толку от пробуксовки все равно не будет.

Дело в том, что в современной трансмиссии ведущие колеса никогда не соединяются между собой. Они висят на индивидуальных валах и вращаются с разными скоростями. А связываются валы в хитром устройстве, именуемом дифференциалом. Нужен он, чтобы улучшить управляемость машины в поворотах. Особенность дифференциала такова, что при блокировке одного из колес в грязи весь момент этот механизм направляет на свободновращающееся другое колесо.

Поэтому, сколь не топчи педаль, а тяга от двигателя пойдет на это «бесполезное» колесо. Автомобиль в итоге не тронется с места. Поэтому для предотвращения пробуксовки используется ряд методов.

Торможение вместе с газом

Если сугроб небольшой и хоть как-то колесо за него цепляется, победить пробуксовку поможет педаль тормоза. Если научиться поджимать ее левой ногой с одновременной и дозированной подачей газа, можно искусственно имитировать работу межколесного дифференциала. Такие устройства ставят на внедорожники. На суровых вездеходах с механической раздаткой они включаются тяжелой рукояткой. Блокировки позволяют связать два колеса на одной оси в единое целое. Тогда вал будет отдаленно напоминать штангу с блинами на концах. Если один конец увяз, то второй вытянет его по инерции.

Торможение с одновременным легким газованием не дает одному из колес в снегу сорваться в пробуксовку, а подача газа дает ему тягу для карабкания на свободу. Главное в этой филигранной операции — не переусердствовать и не давить на педали слишком сильно. Если подходить к делу без деликатности, можно сжечь колодки или угробить сцепление.

   
   

Кстати, метод торможения использует и электроника на современных кроссоверах. С помощью кратковременного поджимания колодок компьютер не дает дифференциалу включаться и оживляет вставшие колом колеса.

Подсыпать песка

Если это не помогает или торможение левой ногой еще недостаточно отработано, то подойдет другой способ: победа над пробуксовкой с помощью увеличения силы трения. Колеса буксуют только на поверхности с небольшим коэффициентом трения. Если посыпать лед (или укатанный снег) песком или тертой гранитной крошкой, то зацеп будет намного лучше, и автомобиль без проблем тронется с места. Но где же их взять во дворе? Пригодятся подручные вещи: тряпки, ветки, доски. К примеру, некоторые водители высыпают под колеса сухие гранулы от кошачьих туалетов. Гранулы помимо прочего способны собирать влагу и осушать поверхность, что тоже на руку водителю.

Подручные гусеницы

Если скольжение продолжается, можно прибегнуть к «эффекту танка» и заменить поверхность, по которой должно проехать транспортное средство. Делается это с помощью гусениц. Танки и трактора с помощью гусениц могут передвигаться по очень скользким дорогам и заболоченным грунтам. В личном автомобиле роль временных гусениц могут сыграть резиновые коврики из салона. Они имеют ряды зацепов с внутренней стороны, что помогает победить лед. Если аккуратно подсунуть по коврику под ведущие колеса, автомобиль получит нужную поверхность для старта. Он тронется с места, а дальше, набрав по инерции скорость, переберется и через сугроб. Главное при трогании на ковриках — не переусердствовать с газом и стартовать медленно, чтобы не вырвать их из-под колес и не запустить обрывки на несколько метров назад.

Понизить давление

Если и этот метод не сработал, попробуйте совместить его с понижением давления в шинах. Чем меньше атмосфер в колесе, тем больше пятно контакта колес, следовательно, покрышка меньше зарывается в снег и лучше выдерживает давление автомобиля на поверхность. На колесах низкого давления ездят по снегу специальные снегокаты и вездеходы. Такой же эффект частично применим и в обычной машине. Если отвернуть колпачок и нажимая на ниппель стравить давление до 0,5-0,7 атмосфер, автомобиль будет намного лучше ползать по раскисшей каше.

Пятиться назад

Существует еще один способ выбраться из снежной ловушки — это движение задним ходом. Обычно края снежной насыпи, созданной грейдером, леденеют, и проскочить через них трудно. С помощью лопаты можно продолбить проход, но остатки насыпи все равно остаются. При движении машина запрыгивает на них, поднимает нос и соскальзывает вниз. Колеса не могут поднимать тяжелый передок с мотором и висящей на нем трансмиссией вверх по ледяному пригорку.

Поэтому можно попробовать выскочить из западни задним ходом. При движении вспять ведущие колеса переднеприводной машины не карабкаются вверх, а наоборот толкают корму по ходу движения. Вес автомобиля немного перемещается, ведущая ось еще больше загружается и придавливается к земле. А чем больше давление на колеса, тем выше их сцепление с дорогой. Когда корма минует скользкий холмик, можно поддать газу, чтобы передок перескочил его по инерции. Но такой способ справедлив только для переднеприводных автомобилей.