Схватка с водой. Почему в дождь могут плохо работать тормоза?

© / ollo / iStock

В сильный дождь с автомобилем могут приключиться неприятные истории. Вода попадает в воздухозаборники, что приводит к смачиванию воздушного фильтра и проникновению капелек в камеры сгорания, грозя гидроударом. Вода часто заливает катушки зажигания, что оборачивается прекращением работы двигателя. Но коварные лужи могут привести и к более серьезным последствиям.

   
   

Уклон в сторону

В дождь не рекомендуется ездить быстрее 80 км/ч. Дело в том, что в ложбинках асфальта, в колеях и в продольных ямах скапливается вода, которая резко повышает сопротивление качению колес. При попадании в такую лужу автомобиль начинает испытывать разворачивающий момент, который тянет машину в сторону. Причем, чем глубже лужа и выше скорость, тем этот эффект сильнее.

Особенно опасно, когда под правым или левым колесом оказывается несколько водных препятствий. Автомобиль тогда заметно сильно кидает в сторону, водитель борется с уводом, старается компенсировать траекторию рулем, однако в этом деле нужны выдержка и хладнокровие. Бывает, что водитель слишком сильно поворачивает руль, из-за чего автомобиль после правого отклонения бросается влево, буквально на полосу встречного движения.

Особенно опасно в такие моменты с силой жать на педаль тормоза. Левые и правые колеса оказываются загружены по-разному, одна сторона поскальзывается на мокром асфальте, и автомобиль может уйти в неконтролируемый занос, выйти из которого может только подготовленный водитель. В общем, несколько последующих луж могут окончательно дестабилизировать автомобиль и вызвать его занос.

Плывет, как лодка

Еще один неприятный эффект связан с так называемым аквапланированием. При большой скорости колеса автомобиля могут начать скользить по поверхности воды, словно брошенный вскользь плоский камушек. Скольжение длится всего пару секунд, однако этого бывает достаточно, чтобы автомобиль уполз с траектории и одним колесом оказался на обочине или на встречной полосе. Аквапланирование опасно не само по себе, а реакцией на него водителя. Тормозить в эти моменты бесполезно, как и крутить рулем, потому как ведущие колеса оторвались от асфальта и плывут в воде. Между тем испугавшийся водитель за эти две секунды успевает настолько сильно вывернуть руль вбок, да еще и вдавить педаль тормоза, что машина при касании асфальта может резко броситься в сторону. При этом торможение перераспределяет вес вперед, задняя ось разгружается, что может обернуться заносом.

   
   

Тормозить заранее

При езде в сильный дождь нужно помнить, что сцепные свойства мокрого асфальта заметно ниже сухого. Особенно это заметно при езде на изношенных покрышках, у которых водоотводные канавки меньше 1 мм. В этом случае колеса могут поскальзываться, словно под ними лед.

Но опасно другое, вода может смачивать колодки, что тоже сказывается на работе тормозной системы. Особенно часто это наблюдается на машинах с дисковыми тормозами. Жмешь на педаль, а автомобиль и не думает тормозить. Проходит пара секунд, прежде чем водная пленка испарится и колодки крепко сожмут диск. Поэтому при езде в дождь требуется всегда тормозить заранее. Сначала нужно просушить колодки парой кратковременных торможений, а затем уже приступать к эффективному замедлению.