Непрекращающийся ажиотаж продаж и дефицит популярных моделей на авторынке приводит к возникновению необычных схем реализации машин. Дилеры стараются максимально увеличить отпускную стоимость транспортных средств за счет установки дополнительного оборудования. Однако если раньше такие операции не вызывали больших вопросов у инспекторов ГИБДД, то сейчас, в период борьбы за ужесточение контроля за технической безопасностью, даже небольшие переделки автомобилей требуют документального оформления. Какие же элементарные опции чреваты проблемами с ГИБДД?
Когда возникнут проблемы?
В соответствии с положениями техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», внесение изменений, не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства, регулируется по особой процедуре. Если оборудование имеет сертификат автопроизводителя, то проблем с регистрацией быть не может. В разъяснении МВД сообщается, что данные о заявленной изготовителем конструкции должны быть основаны на официальной информации, которая содержится в одобрении типа транспортного средства. Другими словами, когда автопроизводитель разрешает ставить багажник на крыше или фаркоп и это прописано в документации, то проблем с ГИБДД быть не должно. Однако не всегда сотрудники ГИБДД считают, что дилерское оборудование соответствует путаным описаниям транспортного одобрения. Из-за участившихся случаев подобных изменений ГИБДД разъяснила, какие же детали допустимы, а какие придется оформлять отдельно.
Помимо набивших оскомину фаркопов и багажников, трудности при регистрации часто возникают с самыми популярными «допами», а именно с дисками, аэродинамическими комплектами, накладками на капот, а также с декоративными деталями кузова, включая зеркала и спойлеры. Установка этих деталей считается изменением в конструкции ТС, которое нужно испытывать в лаборатории.
Какие «допы» вызывают вопросы?
Насадка на выхлопную трубу. Эта деталь встраивается в конструкцию выхлопной системы и может нарушить баланс давлений в глушителе. Кроме того, инспектор не может на глаз определить, насколько сильным оказалось это вмешательство. Если за накладкой стоит прямоточный глушитель, то в крайних случаях это влияет на экологический класс машины. Поэтому и требуется экспертиза перед регистрацией.
Диски большего размера. Если в техническом описании стоит допустимый размер дисков R15-18, то установка R19 или R20 запрещена. Если эти размеры не указаны в табличке на кузове, значит, они не испытаны. И, как только собственник приезжает в ГИБДД на колесах R20, у него возникают проблемы.
Нештатный бампер. Несмотря на то, что бамперами считаются не только внешние кожухи, но и силовые элементы, соединенные с кузовом, даже простая замена пластикового обвеса без изменения его металлических направляющих не допускается. Такие вмешательства могут повлиять на безопасность кузова.
Доработанная внедорожная подвеска. Установка проставок, удлиненных пружин и прочих нештатных амортизаторов также потребует утверждений. Все эти детали искажают заводские настройки управляемости.
Ряд спутниковых сигнализаций может устанавливаться с нарушениями и привести к проблемам в работе штатного оборудования. Часть систем подключается к общей электронной шине и способна вызвать сбои. Поэтому на них тоже потребуется сертификат.
Процедура регистрации изменений
Для того чтобы получить разрешение на проведение работ, сперва потребуется обратиться в ГИБДД, получить консультации по возможному плану работ и взять список аттестованных лабораторий.
Затем необходимо приехать в лабораторию на автомобиле и с экспертом оценить возможность запланированного тюнинга. Если он не затрагивает серьезных элементов конструкции и не влияет на безопасность автомобиля, то будет выписано положительное заключение.
После этого необходимо подать заявление в ГИБДД об изменении конструкции авто, приложить к нему экспертное заключение, ПТС и свой паспорт для получения официального разрешения на работы.
Далее можно приступать к тюнингу, а затем аттестованная лаборатория дожна провести оценку безопасности и дать новое заключение о состоянии уже оттюнингованного автомобиля.
С этим документом после оплаты всех пошлин и сбора документов потребуется в 10-дневный срок приступить к регистрации изменений в ГИБДД.
Между тем, как пишет Autonews, внесение изменений в конструкцию автомобиля можно инициировать, только когда машину уже начали эксплуатировать. А момент «эксплуатации» наступает не с выдачи ПТС, а только после регистрации автомобиля в ГИБДД. То есть, чтобы утвердить нештатный обвес, необходимо сначала зарегистрировать машину с заводскими бамперами и только затем устанавливать новые детали у дилеров. А так как зачастую дополнительное оборудование уже стоит на машине, регистрация изменений превращается в сложный квест.