«Прожарить» до чистоты. Нужно ли раскручивать мотор до «красной зоны»?

Peter Gudella / Shutterstock.com

Большую часть времени моторы современных машин работают на низких оборотах, ограничивающихся пределом в 3000 об. В диапазоне от холостого хода до этого рубежа наблюдается приемлемая экономичность и достаточная тяга. Водители стараются не продавливать педаль газа и не поднимают стрелку тахометра к «красной зоне». Они ездят в щадящем режиме, чтобы оградить механику от износа. Однако время от времени мотор нагружать все-таки необходимо. Это будет полезно для механики и для ее трущихся частей. Такой процесс водители именуют «прожаркой». Для чего она нужна и насколько эффективна?

   
   

Вред от медленной езды

Для экономии топлива и для снижения выбросов вредных веществ автопроизводители настраивают двигатель и трансмиссию для работы на низких оборотах. На трассе при крейсерских скоростях движения трансмиссия старается удерживать 1500-2500 оборотов, а в городе перебирает передачи, не доводя мотор до 3000 оборотов. Ступени трансмиссии имеют такое передаточное отношение, чтобы обеспечивать приемлемое ускорение во время обгонов, не выходя за пределы этого порога.

Двигатель вполне уживается в этом диапазоне. Благодаря системе изменения фаз газораспределения и впрыска мотор развивает высокий крутящий момент при невысоких оборотах вращения коленвала. Однако такой режим отнюдь не продлевает срок службы двигателя. Растет давление на вкладыши и стенки цилиндров. И, так как при низких оборотах масляный насос тоже работает вполсилы, давление масла не может обеспечивать быструю смазку деталей. Из-за низкой скорости циркуляции иногда могут наблюдаться небольшие перегревы и подгорания масла, которые приводят к закоксовыванию деталей клапанных механизмов. В итоге твердые частицы нагара прилипают к клапану и не дают полностью закрыться, из-за чего начинается его прогар.

Весной ситуация усугубляется тем, что в моторном масле скапливается конденсат после зимы. Смазывающая жидкость превращается в эмульсию, которая иногда вскипает с образованием газовых пузырьков, приводящих к локальным перегревам и снижению ресурса трущихся поверхностей.

В этих случаях необходимо дать мотору хорошую нагрузку, чтобы не только выпарить влагу из картера, но и прожечь отложения внутри двигателя.

Процедура «прожарки»

Сайт «ЗР» приводит алгоритм «прожарки» силового агрегата. Необходимо выехать на автомобиле за город и в теплую сухую погоду проехать около часа с оборотами коленвала свыше 4000 об. Это аналогично поездке на четвертой передаче механической коробки со скоростью 110 км/ч.

Если автомобиль оснащен автоматической трансмиссией, то можно активировать ручной режим и принудительно выставить пониженную передачу.

   
   

На 4000-5000 оборотов наблюдается пик мощности и крутящего момента, который требует высоких энергозатрат. Потребление топлива увеличивается вдвое и даже втрое, а вместе с ним увеличивается и температура силового агрегата, которую снимают система охлаждения и циркулирующее масло. Масляный насос работает в полную силу. Поток горячего масла под давлением очищает старые отложения и оставляет их в фильтре.

У многих моторов вращение клапанов газораспределительного механизма вокруг своей оси под действием вибраций пружины начинается только с 4000 об./мин. Если ездить без нагрузки, то они быстро и неравномерно износятся. А вот периодические заезды с оборотами у «красной зоны» идут на пользу. Во время «прожарки» мотор получает хорошую встряску.

При работе мотора на пике мощности растет и количество выхлопных газов. Они полезны при прочистке турбокомпрессора и перепускного клапана, который загрязняется, если водитель месяцами не нагружает турбину до максимального давления. Полный газ в течение часа езды помогает максимальнно поднять температуру турбины и сбить отложения.

В общем, силовой агрегат рассчитан на то, чтобы время от времени ездить на максимуме сил. И периодические «прожарки», осуществляемые раз в несколько месяцев, помогают ему избавиться от отложений. Подобную процедуру можно проводить и по истечении определенного пробега, к примеру, через каждые 7 тыс. км. Главное — после таких процедур поменять масло и масляный фильтр. При работе на высокой температуре может произойти частичное выпадение присадок, и свойства масла поменяются.