Низкие температуры негативно сказываются на работе силового агрегата и трансмиссии: они теряют в мощности и из-за переохлаждения испытывают повышенные нагрузки на механику. Масло густеет и хуже выполняет свои функции, нежели при штатных режимах работы двигателя и коробки. Поэтому в сильные морозы моторный отсек необходимо утеплять, чтобы предотвратить избыточный уход тепла. Но когда наступает эта климатическая граница, требующая вмешательства водителя?
Для чего нужно утепление?
Утепление мотора и трансмиссии производится с помощью нехитрых средств. Это так называемое автоодеяло, которое располагается в верхней части моторного отсека, а также накладки на решетку, которые отсекают потоки холодного воздуха от радиатора.
Однако утеплитель для машины имеет и недостатки. Среди них — возможность возникновения перегрева, вероятность возгорания автоодеяла. Поэтому при использовании этих средств необходимо четко придерживаться температурных условий эксплуатации и при наступлении потепления незамедлительно их демонтировать.
В соответствии с нормативами, излучаемое тепло от мотора и трансмиссии превышает потери от охлаждения до наступления температуры окружающего воздуха в -15 градусов.
При -25 градусах охлаждающая жидкость не прогревается полностью и достигает температуры примерно 50-60 градусов, а при крепких морозах — только 30 градусов. Естественно, двигатель не может хорошо работать при таком мощном отводе тепла.
Самым уязвимым перед морозами считается турбированный мотор. Он имеет высокий КПД и требует строгих температурных режимов для эффективной работы турбины. Если ее переохладить, начнется сильный износ. Масло в моторе становится слишком вязким, чтобы в минусовые температуры сразу обеспечить правильную работу двигателя и не вызвать повреждений пар трения.
Не менее уязвимым перед морозами считается и дизельный двигатель. Его утепляют уже при -10 градусах с целью защиты топлива от замерзания.
Когда эффективно утепление?
Автоодеяла выполнены из специальных синтетических нитей, которые выдерживают температуру до 900 градусов. Это актуально, если придется укутывать турбомоторы. Работают автоодеяла только во время движения, они не предназначены для того, чтобы сохранять тепло во время стоянки. Главная их задача — отсекать воздействие промороженного металлического капота. Термостойкая прослойка удерживает горячий воздух в верхней части моторного отсека.
В городе, где скорости невелики и часто случаются дорожные заторы, требующие длительных простоев, использовать автоодеяло можно после снижения температуры воздуха до -20 градусов.
При движении по трассе ситуация иная. Там автоодеяло необходимо уже при -15 градусах. При 110 км/ч морозный воздух быстро охлаждает капот и приводит к избыточным потерям тепла.
Поэтому лучше всего при длительных многочасовых поездках по трассам комбинировать утепление с пластиковыми накладками. Они продаются в любом магазине запчастей. Но их можно изготовить и самому из простой картонной коробки.
Многие автомобилисты используют дополнительное утепление не всегда: они возят автоодеяло и накладки в багажнике, и, если требуется отправиться в дальнюю поездку, ставят их в моторный отсек.