Споры об эффективности желтых очков ведутся с самого начала их появления. Еще в 60-х годах проводились первые исследования, развенчивающие рассказы продавцов о «чудесных свойствах» их великолепных линз. Однако с тех пор водительские очки не перестают продаваться и пользуются неизменной популярностью среди автомобилистов и продаются на большинстве АЗС. Что же хорошего в этих устройствах и почему они подвергаются критике?
Рекламный ход
Как утверждают рекламные проспекты, желтые очки помогают в ряде случаев. В первую очередь они делают картинку более контрастной и помогают водителям лучше различать объекты вдали во время пасмурной погоды.
Кроме того, при ночной езде линзы отсекают блики от фар и снижают эффект от ослепления, благодаря чему безопасность вождения повышается.
Продавцы стремились представить желтые очки как средство для повышения безопасности, о чем всякий раз старались упомянуть в рекламе, чем и вызывали критику со стороны контролирующих органов.
Еще в 1997 году Федеральная торговая комиссия США провела проверки этих заявлений и по итогам исследований запретила рекламировать и продавать очки с желтыми стеклами в качестве устройства для более безопасной езды. Они опирались на заключение, что это утверждение ненаучно.
Позднее департамент офтальмологии Гарвардской медицинской школы провел независимое исследование эффективности желтых очков. Специалистам было интересно разобраться, насколько желые светофильтры способны повлиять на безопасность вождения, в том числе и на способность различать пешеходов в пасмурную погоду и в сумерки.
Вид контрастнее, но цвета изменены
Специалисты привлекли для работы 22 волонтера в возрасте от 21 года до 80 лет. Их разделили на три группы, одна из которых состояла только из водителей пожилого возраста. Все пользовались очками с желтыми или оранжевыми стеклами. Участникам показывались ночные картинки с изображением различных дорожных объектов. При появлении пешехода они обязывались нажать на сигнальную кнопку. Водители, использующие желтые стекла, при изучении изображений, сделанных в пасмурную погоду, действительно отмечали, что картинка становилась более контрастной и яркой. Однако некоторые объекты они не замечали. Так, пешеход в синих джинсах и синей футболке плохо различался через желтые очки, и люди реагировали на него немного позднее.
Как утверждал руководитель группы исследователей Алекс Хванг (Alex D. Hwang), даже при незначительном улучшении контрастности ношение желтых линз может создавать у водителей неадекватное восприятие реальности, и некоторые объекты замечаются с опозданием, отчего нельзя считать вождение в желтых линзах более безопасным, чем без них.
Поляризующий эффект
Между тем второе качество желтых очков не подвергалось сомнению. Они обладают поляризующими свойствами и отлично отсекают блики, возникающие на гладких поверхностях, а также в лужах на мокром асфальте и на кузовах машин. К примеру, если водитель движется по оживленной магистрали, то свет встречных фар создает сплошное поле засветки. Зрение неспособно в этом случае различать предметы и объекты вдали. Кроме того, отражающиеся от воды в лужах фары слепят человека еще больше.
Желтые линзы с поляризующим эффектом оказываются настоящим спасением. Дело в том, что свет, отражающийся от какой-то поверхности, испускает волны только в одной плоскости. Фары так же испускают поляризованный свет, так как он проходит через рефлекторы. Поляризующие линзы выхватывают эти поляризованные волны и гасят. Поэтому водитель меньше ослепляется встречными фарами. Именно в этом видится главное преимущество автомобильных очков. Кстати поляризующие стекла могут быть не только желтыми, но и бесцветными, если желтый цвет вызывает сомнения у критиков.