Наверняка каждый автомобилист, который любит путешествовать на машине, если ещё не приобрёл, то хотя бы задумывался о покупке радиостанции. Преимуществ не счесть, а траты небольшие. Разобраться в многообразии раций достаточно просто, если чётко понимать, зачем и в каких случаях нужно обеспечить себе связь.
Уоки-токи
Портативные радиостанции, или так называемые уоки-токи, отлично заменят мобильник, если вы путешествуете с друзьями в колонне. Для общения и обмена информацией между автомобилями телефон не подойдёт по нескольким причинам. Во-первых, никаких денег не напасёшься, когда путешествуешь по разным регионам. Во-вторых, не обеспечишь связь на три машины и больше одновременно. В-третьих, в России пока далеко не все дороги стабильно покрыты сотовой связью.
Но важно понимать, что рации нужны в первую очередь для передачи информации. Для долгих задушевных разговоров они не подходят. Основная отличительная особенность радиостанций, с точки зрения пользователя, заключается в том, что они либо передают, либо принимают. Если зажать специальную клавишу, тангенту, можно начинать говорить спустя короткую паузу. Если отпустить — слушаешь эфир на частоте. Поэтому общаться наперебой не получится.
Портативные радиостанции значительно отличаются по дальнобойности. И хотя производители иногда указывают очень большие расстояния приёма, как правило, достичь заявленных показателей можно только в идеальных условиях. Даже на трассах дальность действия обычно ограничивается максимум парой километров, а в городах из-за скопления зданий и других помех — буквально несколькими сотнями метров.
В нескольких автомобилях можно использовать разные устройства. Главное, чтобы они работали в одном диапазоне — LPD или PMR. В первом случае максимально разрешённая мощность передатчика меньше (всего до 0,1 Вт), во втором — больше дальность действия, но быстрее разряжаются устройства. Для путешествия в колонне хватит и LPD-диапазона.
К слову, пользоваться рацией за рулём не запрещено. В ПДД речь идёт только о мобильных телефонах.
CB-радиостанции
Уоки-токи хороши только для очень коротких расстояний и для ограниченного круга людей, поэтому заядлым автопутешественникам лучше обратить внимание на более серьёзные устройства — CB-радиостанции. CB — сокращённое от английского Citizen`s Band («гражданский диапазон»). Диапазон 27 МГц специально выделен, как следует из названия, для гражданского населения и не требует лицензирования устройства. Есть, впрочем, ограничение — мощность радиопередатчика не должна превышать 10Вт. CB-радиостанции бывают портативными или стационарными с питанием от бортовой сети автомобиля.
Коротковолновой диапазон прекрасно подходит для общения водителей как раз на трассах — волны длиной 11 метров огибают здания и природные препятствия. А вот в городах, напротив, ловят слишком много помех от различных приборов.
Ничто так не усилит сигнал, как антенна. В идеале в гражданском диапазоне лучше использовать 11-метровый штырь, но это нереально. Почти все антенны по длине укладываются в промежуток от полуметра до двух метров. И тут действует простой принцип: «чем длиннее, тем лучше». С короткой антенной даже самая мощная радиостанция будет бесполезна. Прикрепить её необходимо в вертикальном положении на деталь кузова. Любую антенну придётся настраивать с помощью КСВ-метра, с чем лучше всего обратиться к специалистам. Иначе «сибишка» превратится для вас в дорогостоящую игрушку. Цены, в зависимости от качества, разнятся существенно. За саму радиостанцию с антенной можно отдать как 3000, так и 30 000 рублей.
В среднем, на загородных трассах CB-радиостанции обеспечивают более-менее стабильную связь в радиусе 5–20 километров. Дальнобойщики и автомобилисты с встроенной радиостанцией общаются на частоте 27,135 МГц C15EA. Это актуально не только для России, но и для всего мира. От собеседников можно узнать важную (и не очень) в пути информацию — о ремонте, пробках, состоянии дорог или просто услышать анекдот.