Роботизированные коробки с двумя сцеплениями получили такое же широкое распространение, как и классические гидромеханические «автоматы». В каталогах и справочниках эти трансмиссии именуются преселективными. Откуда взялось это название и как эксплуатировать такую коробку, чтобы избежать технических проблем?
Игра слов
Роботизированные трансмиссии DSG с двумя сцеплениями называются преселективными из-за своей двухвальной конструкции. В то время как включается первая передача, блок управления уже выставляет вторую на другом валу. Переключение между одним валом и другим происходит намного быстрее, чем смена ступеней в планетарных рядах обычных гидромеханических автоматических трансмиссий, из-за чего и достигается высокая эффективность коробки. То есть робот выбирает передачу предварительно, а в английском языке «выбирать предварительно» — preselect.
Аббревиатура DSG на немецком языке расшифровывается как Direktschaltgetriebe (директшальтгетрибе), а на английском — Direct Shift Gearbox.
Достоинства преселективных трансмиссий
Блок сцеплений выгодно отличается своей экономичностью. Если сравнивать его с гидромуфтой классической автоматической коробки, то у него значительно меньше потерь энергии при передаче крутящего момента, из-за чего автомобиль становится более экономичен. Когда роботизированные преселективные роботы только появлялись, то среди автомобилистов уже сложился стереотип, что все автоматические трансмиссии намного больше потребляют топлива, чем механические. С внедрением DSG этот стереотип был развенчан. Автомобили с роботизированными трансмиссиями стали потреблять меньше, чем машины с «автоматами», и меньше, чем автомобили с «механикой».
Впервые на массовых моделях эти коробки появились на моделях брендов концерна Volkswagen AG. Это непосредственно Volkswagen, а также Audi, Skoda и Seat.
Несмотря на ряд технических проблем роботизированные коробки с двумя сцеплениями приобрели популярность. Их начали устанавливать на автомобили компании BMW (DCT — Dual-Clutch Transmission), Mercedes (7G-DCT ), корейские Hyundai-KIA (7DCT) и др. Сейчас широкое распространение такой тип трансмиссий получил на китайских автомобилях.
Как продлить срок службы преселективной коробке DSG?
Чтобы продлить срок службы преселективных трансмиссий, необходимо в процессе эксплуатации выполнять несколько условий:
- не держать долго сцепление в выжатом состоянии и при долгих остановках переводить селектор в «нейтраль» N;
- не буксовать на бездорожье или в снегу;
- не стараться выехать из грязи или из сугроба с помощью так называемой «раскачки», путем частного включения первой и задней ступеней трансмиссии;
- не стартовать со светофора с пробуксовкой колес, что может обернуться не только износом сцепления, но и повреждением мехатроника;
- не буксировать прицепов;
- нельзя делать чип-тюнинг;
- менять масло в коробке каждые 60 тыс км пробега.
В целом, обычные преселективные коробки рассчитаны на максимальный крутящий момент 250 Н·м. Превышение этого показателя во время пиковых нагрузок приводят к сильному износу трансмиссии. Поэтому лучше не делать чип-тюнинг мотора и не превращать обычный автомобиль с роботом с спорткар. Несмотря на спортивный характер трансмиссии, на машинах с преселективной коробкой надо стараться избегать спортивного стиля езды.