Перестанет ли автомобиль слушаться руля, если мотор заглох на ходу?

Категория:  Техника вождения
Ответ эксперта

Внезапное отключение мотора вызывает сбои в работе усилителя рулевого управления и вакуумного усилителя тормозов. Как быть, если на высокой скорости машина перестала слушаться водителя, рассказывает раллийный пилот и автоэскперт Дмитрий Соколов.

   
   

Почти половина легковых машин у нас в стране старше 10 лет. Естественно, в постгарантийный период эксплуатации трепетное отношение к обслуживанию притупляется, и владельцы стараются не посещать плановые ТО. Они ездят до полного износа расходников, уже давно требующих замены, ну а потом поскорее продают автомобиль новому владельцу без трат со своей стороны.

Новые хозяева, считая, что техника в полном порядке, проезжают еще пару-тройку лет и сталкиваются с неприятностями. Забытые технические проблемы выскакивают на свет в виде неожиданных поломок.

Поэтому внезапная остановка двигателя во время движения не такая уж редкость на «десятилетках». Вышедший из строя топливный насос, перегоревшие датчики, лопнувший ремень ГРМ, сбои в работе блока управления или проблемы с электрикой становятся причинами такой неприятности. И тогда водителям предстоит пережить испытания, к которым не каждый оказывается готов.

Нельзя вытаскивать ключ

Дело в том, что при выключенном двигателе автомобиль ведет себя пугающе необычно. Перестает работать усилитель рулевого управления, а также вакуумный насос, отвечающий за функционирование тормозов. Руль тяжелеет и становится «каменным», а педаль тормоза вдруг упирается во что-то твердое, и водителю кажется, будто она «заблокирована».

На высокой скорости эти ощущения пугают, в особенности, когда приближается поворот, требующий торможения и активной рулежки. Мотор чаще всего выходит из строя на извилистых дорожках после пережитых нагрузок. К примеру, рвется ремень ГРМ или умирает топливный насос. Неопытные водители паникуют, столбенеют от ужаса и беспомощно смотрят, как их автомобиль вылетает с дороги.

Еще хуже, когда в суматохе водители поддаются панике и пытаются завести двигатель. Они хватаются за ключ, проворачивают его и рефлекторно вытаскивают из скважины. Тогда руль блокируется замком штатной противоугонной системы, и тут действительно недалеко до беды. Руль стопорится наискосок и машина сползает с дороги. Поэтому при внезапном отключении мотора лучше вообще не трогать ключ и не пытаться запустить силовой агрегат заново. Зажигание и так работает. Мотор крутится по инерции и, если он сломался, то это надолго.

   
   

Дави и крути изо всех сил

Главное не паниковать и не впадать в истерику, а посмотреть, где можно безопасно остановиться, пусть даже тормоза и окаменели.

Если автомобиль оборудован механической коробкой передач, то можно тормозить двигателем. Но это не обязательно. Автомобиль будет неплохо тормозить даже с неработающим вакуумным насосом и с тугой педалью тормоза. Просто водителю надо давить на педаль изо всех сил, уперевшись телом в спинку сиденья. Тогда гидравлика тормозов сработает как надо и без вакуумного усилителя.

С рулевым управлением ситуация похожая. Гидроусилитель или электроусилитель выключаются при остановке мотора. Но это не значит, что машина перестает рулиться. Баранка тяжелеет, но она по-прежнему имеет связь с колесами и ее можно провернуть, если навалиться всем телом.

Таким образом во время движения по дороге с выключенным мотором можно перестроиться и припарковаться подальше на обочине.

Затем правила обязывают выставить знак аварийной остановки и включить желтую мигающую сигнализацию. Если причины поломки мотора не найдены или сложны для устранения в полевых условиях, то придется вызывать эвакуатор.

Смотрите также: