Многие опции в автомобиле требуют энергии. Выработка электрического тока растет за счет увеличения потребления топлива двигателем. Блок управления повышает момент и тратит больше сил для раскрутки генератора. Еще больше энергии уходит на обеспечение работоспособности климатической установки. Естественно, эта энергия тоже снимается с двигателя в ущерб динамике. Насколько велики потери и как они мешают быстрой езде, рассказывает спортивный инженер и капитан ралийной команды «ГазРейд Спорт» Вячеслав Субботин.
Сколько составляют потери?
Дело в том, что привод компрессора кондиционера задействуется через ременную передачу непосредственно от двигателя. На холостых оборотах при включении климатической установки даже можно почувствовать, как мотор напрягается и работает с заметным усилием. При этом счетчик потребления топлива показывает рост примерно на 0,5-0,7 литра в час и стабилизируется около 1,3 л в час: такое количество горючего требуется для компенсации потраченного на кондиционер момента. Отбор мощности на климатическую установку составляет примерно 5-10%.
Силовой агрегат вынужден работать вдвойне, обеспечивая и скорость движения, и охлаждение воздуха. При таких условиях автомобиль уже не может отвечать заявленным динамическим характеристикам.
Чем выше температура окружающего воздуха, тем больше отбор мощности. При температурах выше 25 градусов климатическая установка еще больше загружает мотор. В таких условиях силовой агрегат может потерять до 15% мощности только на борьбу с высокой температурой внутри кабины.
Как падает динамика?
Если ездить по городу медленно и не раскручивать мотор при разгонах свыше 3 тысяч оборотов, потери в динамике не ощущаются. Автомобиль будет ехать так же, как и прежде. Однако во время обгонов при скоростях свыше 100 км/ч кондиционер дает о себе знать.
Дело в том, что во время активной езды мотор работает практически всегда в полную силу. Во время скоростных обгонов водитель сильно нажимает на педаль акселератора и обороты мотора растут до 3-5 тысяч. В этой зоне наблюдаются максимально эффективные режимы работы силового агрегата. Крутящий момент находится на максимуме, а мощность мотора приближается к пиковым значениям.
В режиме кикдауна во время обгонов автомобиль полностью реализует все потенциалы мотора для обеспечения максимального разгона. Если в этот момент начать препятствовать вращению валов двигателя, искусственно их тормозить и отбирать момент на выполнение иной работы, то компенсировать потери мощности будет нечем. Работающий на максимуме мотор не имеет резервов и не может обеспечить колесам тот момент, который передает при выключенных опциях и при неработающем компрессоре.
Потери момента сказываются на разгоне в прямой пропорции. Если на обеспечение должного ускорения и на преодоление сопротивления воздуха выдается меньше лошадиных сил, то автомобиль теряет секунды в достижении 100 км/ч. Он уже не может показать тот максимально быстрый разгон до 100 км/ч, какой отмечается у него в техническом описании.
При включенном кондиционере машина теряет примерно 1,0-1,5 секунды в разгоне. Это очень большая величина. В экстремальные моменты, при совершении двойных или тройных обгонов, их-то как раз может и не хватить, чтобы завершить маневр безопасно.
Значит ли это, что при обгонах необходимо выключать кондиционер, чтобы не мешал? Совсем нет. Если водителю комфортно ездить с климатической установкой, то можно сохранить в салоне привычную микросреду. Лучше всего просто не пускаться в опасные тройные обгоны и заранее рассчитывать расстояние для маневров, чтобы совершать их вполсилы и с изрядным запасом динамики. Тогда не придется раскручивать мотор до красной зоны, прожимать педаль в пол в ужасе перед приближающимся встречным транспортом и с мокрой от пота спиной ждать, когда же мотор наконец придаст автомобилю приемлемое ускорение.
Смотрите также:
- «Подснежники» на колёсах. Причины и последствия нестандартного вождения →
- Проверка на дороге. Как правильно осматривать автомобиль перед поездкой →
- Можно ли держать руль одной рукой? →